ВСТРЕЧА 8
ВОСПИТАНИЕ К НОВОМУ СТИЛЮ ЖИЗНИ
ЦЕЛИ:
- Жить в семье в радости и умеренности, в т.ч. по отношению к окружающей среде.
- С помощью конкретных жестов внимания и служения строить семейное счастье.
- Молитва в семье, распознавание присутствия Бога, Отца и Создателя жизни, участие в воскресной Святой Мессе и в жизни Костёла, развитие наших отношений с Богом в общине с течением времени.
- Воспитание к новому стилю жизни в «Общем Доме».
Введение
«Многое должно быть переориентировано, но в первую очередь необходимо измениться человечеству. Недостает самого осознания общего происхождения, взаимопринадлежности и общего для всех будущего. Это основополагающее осознание позволило бы развить новые убеждения, новые отношения и новые стили жизни. Таким образом, возникает большой вызов культурного, духовного и воспитательного характера, предполагающий долгий процесс восстановления» (LS, 202). «Меньше, значит больше» – это условие жизни, призвание хранителей Божьего дела, чутких к Богу, миру и другим людям.
Молитва и размышление над Словом Божьим
2 Пётр 1, 2 - 8
Няхай памножацца ў вас ласка і спакой праз пазнанне Бога і Езуса, нашага Пана. Ад Боскай сілы Ягонай нам даравана ўсё для жыцця і пабожнасці дзякуючы пазнанню таго, хто паклікаў нас для ўласнай славы і хвалы, праз што даў нам вялікія і каштоўныя абяцанні, каб праз іх вы сталі саўдзельнікамі Божай натуры, пазбегнуўшы згубы пажадлівага свету. З гэтай самай прычыны прыкладайце ўсе намаганні, каб дапоўніць вашую веру цнотай, цноту – пазнаннем, пазнанне – стрыманасцю, стрыманасць – цярплівасцю, цярлівасць – пабожнасцю, пабожнасць – братняю любоўю, а братнюю любоў – любоўю. Калі ўсё гэта ў вас ёсць і памнажаецца, то вы не будзеце бяздзейнымі ды бясплённымі ў пазнанні Пана нашага Езуса Хрыста.
Вспомогательные тексты
«Многие люди, особенно молодые, обладают новой экологической чувствительностью и щедростью, и некоторые из них ведут достойную восхищения борьбу в защиту окружающей среды, но они выросли в условиях очень высокого потребления и благосостояния, что затрудняет у них становление других привычек. Таким образом, мы оказываемся перед лицом воспитательной задачи: «Как никогда прежде в истории человечества, общая судьба призывает нас к поиску нового пути. (…) Пусть наше время останется в памяти человечества как время пробуждения благоговения перед жизнью, твердой решимости достичь устойчивого образа жизни, возрастающего стремления к справедливости и миру и время ликующего торжества жизни» (LS, 207).
Всегда можно развивать в себе новую способность не замыкаться в себе, а выходить навстречу другим. Фундаментальная установка переступить через себя – «есть тот корень, который делает возможной любую заботу о других и об окружающей среде; эта установка также порождает моральную реакцию — учитывать влияние, которое всякое действие и всякое личное решение произведет на то, что вокруг» (LS, 208). Если не замыкаться в себе, то мы скоро поймём, что все нуждаются во всех, а Бог нуждается в каждом из нас.
Мы задаём себе вопрос: какую методику применить для создания эффективной экологической педагогики? Давайте обратимся к о. Каффарелю: «Задумаемся о божественной педагогике. Тот, в Ком нуждаются все, и Кто не нуждается ни в ком, из любви к людям захотел в них нуждаться. Богу нужны люди. Он знает нас, и Ему хорошо известно, что это лучший способ, чтобы мы отдали лучшее, что есть в нас, чтобы вознести нас на самые высокие вершины.
Он захотел нуждаться в матери, и посмотрите, до какой степени совершенства это призвание вознесло Марию. Он захотел нуждаться в апостолах, и к какому совершенству, человеческому и духовному, привела Павла порученная ему миссия. Великое совершенство любви – это умение нуждаться в том, кому отдаём все» (о. А. Каффарель, «На перекрестках любви»).
«Бог ставіцца да вас, як да сыноў. Ці ж ёсць такі сын, якога б не караў бацька?» (Гбр 12, 7). «И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор 8, 5). Начинать воспитательный процесс стоит с диалога с Богом, с молитвы. Открывая свои внутренние двери, христианин должен выйти за пределы себя и принять миссию, доверенную ему Отцом.
«Аспекты воспитания разнообразны: школа, семья, средства массовой информации, катехизация и другие. Хорошее школьное образование в детстве и подростковом возрасте закладывает семена, которые могут давать результаты на протяжении всей жизни. Но я хочу подчеркнуть центральное значение семьи, потому что она — «место, где жизнь, дар Божий, может быть сообразно встречена и защищена от множества нападений, каким она подвержена, и где она может развиваться согласно требованиям подлинного человеческого роста. В противовес так называемой культуре смерти, семья представляет собой местопребывание культуры жизни». В семье культивируются первые навыки любви и заботы о жизни, такие как, например, правильное использование вещей, порядок и чистота, уважение к местной экосистеме и защита всех созданий. Семья — это место целостного воспитания, где развиваются различные аспекты личной зрелости, тесно связанные друг с другом. В семье учатся просить разрешения без нахальства, говорить «спасибо» в знак искренней признательности за то, что мы получаем, подавлять в себе агрессию или жадность, извиняться, когда мы делаем что-то плохое. Эти маленькие дела искренней вежливости помогают строить культуру совместной жизни и уважения к тому, что нас окружает» (LS, 213).
Для христианских семей христианская духовность предлагает альтернативную модель понимания качества жизни — «чем меньше, тем больше». Действительно, постоянное увеличение возможностей потреблять отвлекает сердце и мешает ценить каждую вещь и каждое мгновение. (…) Это возвращение к простоте, которая позволяет нам останавливаться, чтобы насладиться вкусом мелочей, и благодарить за те возможности, которые дает жизнь, не привязываясь к тому, что у нас есть, и не скорбя о том, чего у нас нет» (LS, 222). В семье естественным образом мы учимся быть умеренными, созерцать мир с благодарностью, внимательно и чутко заботиться о тех, кому это наиболее необходимо, а также об окружающей среде.
«Весьма благородно принять на себя задачу заботы о творении маленькими повседневными делами, и замечательно, если воспитание будет способно мотивировать к этому, формируя стиль жизни (…) — например, избегать использования пластика или бумаги, снижать потребление воды, дифференцировать мусор, готовить лишь столько пищи, сколько разумно можно будет съесть, заботливо обращаться с другими живыми существами, пользоваться общественным транспортом или же использовать один автомобиль совместно с несколькими людьми, сажать деревья, отключать ненужные светильники и так далее. Все это составляет щедрую и достойную креативность, которая показывает лучшее в человеке. Вторичное использование какой-то вещи, вместо того чтобы вскоре выбросить ее, может быть — исходя из глубокой мотивации — делом любви, в котором выражается наше достоинство» (LS, 222).
Однако, уже недостаточно только лишь заботиться об окружающей среде. «Нужно иметь мужество говорить о целостности человеческой жизни, о необходимости развивать и объединять все великие ценности. Исчезновение смирения в человеке, чрезмерно воодушевленном возможностью неограниченного обладания, может закончиться причинением вреда обществу и окружающей среде. Нелегко обрести зрелость здорового смирения и счастливой умеренности, если мы становимся автономными, если исключаем Бога из нашей жизни и наше «эго» занимает Его место, если мы считаем, что наша собственная субъективность должна определять, что такое хорошо и что такое плохо» (LS, 224).
Самое простое и повседневное – это «остановиться, чтобы поблагодарить Бога перед едой и после нее. Я предлагаю верующим возобновить этот ценный обычай и глубоко ощущать его смысл. Этот момент благословения, пусть и очень короткий, напоминает нам о нашей зависимости от Бога в нашей жизни, он усиливает наше чувство благодарности за дары творения, служит выражением признательности тем, кто своим трудом обеспечивает эти блага, и укрепляет солидарность с наиболее нуждающимся» (LS, 227).
«Таинства представляют собой привилегированный путь взятия природы Богом и ее превращения в посредника сверхъестественной жизни. Через культ мы призваны объять мир на ином уровне. Вода, елей, огонь и цвета взяты со всей их символической силой и включены в хвалу» (LS, 235). «В Евхаристии творение находит свое величайшее возвышение. Благодать, стремящаяся проявиться ощутимым образом, достигает чудесного выражения, когда Сам Бог, ставший человеком, приходит, чтобы стать пищей Своего создания. На вершине тайны Воплощения Господь возжелал достичь нашей близости через частицу материи. Не сверху, а изнутри, так, чтобы и в нашем собственном мире мы могли встретиться с Ним. В Евхаристии уже осуществляется полнота и присутствует жизненный центр вселенной, средоточие, полнящееся неисчерпаемой любовью и жизнью. (…) Евхаристия объединяет небо и землю, обнимает и пронизывает всё творение» (LS, 237).
Особенно важно участвовать в Евхаристии в воскресенье. Не только потому, что воскресенье – это день Господень, который ведёт нас к примирению с Богом, с самим собой, с ближними, с миром, но и потому, что он включает в себя ценности отдыха, спокойного и созерцательного, а также празднования – два необычайно важных элемента человеческой жизни.
Папа Франциск говорит: «Любые перемены нуждаются в воспитательном процессе, чтобы могла созреть новая универсальная солидарность и более гостеприимное общество. Для этого необходимо построить глобальную воспитательную деревню, в которой благодаря своему разнообразию были бы разделены усилия по созданию сети человеческих отношений. Одна африканская пословица гласит, что для воспитания одного ребенка нужна целая деревня. Такую деревню мы должны построить как обязательное условие воспитания. (…)
Чтобы достичь такой глобальной цели, необходимо предпринять важные шаги. Во-первых, нужна смелость, чтобы в центр поставить человеческую личность. (…) На пути интегральной экологии необходимо поставить в центр ценность, присущую каждому существу по отношению к людям и окружающей действительности, и предложить образ жизни, который не поддерживал бы культуру отторжения.
Второй шаг – это смелость креативно и ответственно инвестировать лучшие силы, создавая дальновидные проекты. (…) Таким образом, мы приобретём людей – открытых, ответственных, готовых найти время, чтобы слушать, вести диалог и размышлять. Людей, способных построить сеть отношений с семьями, между поколениями и с различными слоями гражданского общества, чтобы так можно было создать новый гуманизм.
Третий шаг – это смелость воспитывать людей, готовых служить обществу. В служении мы осознаём, что больше радости в том, чтобы давать, нежели брать (ср. Деян 20, 35). С этой точки зрения все институты должны позволить задать себе вопрос о целях и методах, с помощью которых они выполняют свою воспитательную миссию» (папа Франциск, Послание Святого Отца по случаю инаугурации Образовательного Пакта, Рим, 12.09.2019 г.).
Текст кс. Карло де Марки
Иисус выбирает Своих учеников, особенно тех, кого хочет сделать пастырями, на основе критериев, которые нелегко понять. После великого чуда размножения хлебов Господь остаётся один на берегу, а Двенадцать начинают трудную переправу через Галилейское море: «А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный» (Мф 14, 24). Ученики чувствуют себя одинокими и покинутыми, они начинают забывать то великое, что видели: они ощущают только рокот волн и отдаление от Иисуса. Бури будут всегда. Мир, обещанный Иисусом, — это не тихая жизнь без непредвиденных событий. Вы не сможете, как будто говорит Иисус, контролировать невзгоды, преследования и волны цунами, с которыми вам придется столкнуться лично или в общине. Ближе к концу ночи Он пошёл к ним навстречу, идя по воде. Я не учу вас управлять бурей, а ориентироваться несмотря на страх: даже если ты не контролируешь ситуацию, знай, что ты никогда не будешь одинок.
Когда ученики видят Иисуса, идущего по волнам, они кричат: «Это призрак!» Учитель успокаивает их: «Ободритесь; это Я, не бойтесь». Пётр преодолевает свой страх, вылезает из лодки и ставит ноги на поверхность моря, с великим изумлением осознавая, что он может ходить по воде. Однако вера его несовершенна, через несколько шагов он начитает сомневаться и тонуть. Но первый из апостолов был избран не потому, что он был стойким и непоколебимым, и не потому, что его доверие к Учителю было идеальным, хотя и искренним, и большим. К нам на помощь приходят слова Честертона: «Когда Христос основал Свою великую Церковь, он положил в ее основание не боговидца Иоанна, не гениального Павла, а простака, ловчилу, труса, словом — человека».
Здесь можно подумать о родителях, избранных Господом, чтобы управлять, насколько это возможно, Домашним Костелом, которым является каждая семья. Не бойся, говорит Иисус каждой матери и каждому отцу, если ты не владеешь ситуацией: болезнь тестя, оценки дочери, разговор с теми членами семьи, с которыми напряженные отношения… Не бойся, если твои дети видят твоё несовершенство и слабости. У Петра они тоже были, но Бог выбрал его, как и тебя, чтобы ты пас его овец, а именно тех, кто живет в твоем доме. Я только прошу тебя, не сомневайся в Моей любви к тебе, и чтобы вы, как семья, всегда шли вместе вперед, даже когда всё кажется неопределённым и ненадёжным, даже когда Я прошу тебя идти по воде...
«На этой скале Я построю Мою Церковь». Не на монолите, совершенном и без трещин, а именно на тебе – таком, какой ты есть, и каким Я призвал тебя: Я хочу построить свой Домашний Костёл на вашей супружеской любви, которая обновляется день за днём. «Семья — это, — учит папа Франциск, — место, где, живя вместе каждый день, мы испытываем ограничения свои и других, маленькие и большие проблемы совместной жизни, мы учимся согласию. Идеальной семьи не существует, но не нужно бояться несовершенства или слабости». (Carlo De Marchi, «L’Osservatore Romano», 5.05.2020).
Свидетельство
В нашей жизни пока еще не было настоящих испытаний. Нашим детям 5 и 11 лет, но мы видим, как сложно в нашем потребительском обществе вырастить детей, уважающих друг друга и способных думать о себе, не причиняя вреда никому и ничему. С самого начала мы осознавали, что дети – не наша собственность, они нам доверены Богом, чтобы мы их воспитали. А раз так, то мы должны делать это в христианской любви, согласно ее принципам и ценностям, даже если это трудное задание. Мы знаем, что Христос не оставляет нас, и что многие родители идут по тому же пути.
Ключевым является совместная жизнь и молитва. Скаутинг и катехеза – это большая поддержка. Умение обнять, когда нужно, и не бояться поругать, когда это необходимо. Но прежде всего – говорить, объяснять, давать пример, уметь показать хорошее в том, что детям не нравится. Мы настаиваем на участии в воскресной Евхаристии. А когда слышим от них: «Не хотим! Там скучно! Там ничего не происходит!», то говорим, что так же, как мы навещаем наших бабушек и дедушек, мы навещаем Иисуса, нашего друга. Они принимают это с улыбкой.
Через несколько лет они смогут сделать свой выбор и не пойти по этому пути, а возможно, наоборот, у них будет гораздо большее рвение, чем у нас. Один Бог знает! То, чего мы не можем сделать, это поддаться и не настаивать, потому что так проще.
Ana i Edgar
ВСТРЕЧА ЭКИПЫ
1. НАЧАЛО ВСТРЕЧИ
Ответственная пара в молитве просит о присутствии Святого Духа на встрече и напоминает цели встречи.
2. ПРИВЕТСТВИЕ И ТРАПЕЗА
После благословения еды необходимо помнить, что диалог во время приёма пищи должен проходить с осознанием встречи во имя Христа; встречи, которая началась в момент, когда ответственная пара призвала присутствие Святого Духа.
3. ДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЬЮ
Поговорите в экипе о тех важных событиях, которые произошли за прошедший месяц, важными для пары или для одного из супругов. Делитесь собой в этом делении, открывайте сердце и выражайте свои чувства.
4. ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖЬЕГО И РАЗМЫШЛЕНИЕ: 2 Пётр 1, 2 – 8.
Малітва Пс 15 (14), 2 – 5.
Пане, хто можа знаходзіцца ў шатры Тваім,
хто можа жыць на Тваёй святой гары?
Той, хто паступае беззаганна і здзяйсняе справядлівасць,
і гаворыць праўду ў сэрцы сваім.
Хто языком сваім не абмаўляе, не чыніць бліжняму свайму зла.
Хто не ўзводзіць паклёп на свайго суседа, хто з пагардаю глядзіць на злога, але хваліць тых, хто баіцца Пана.
Хто, хоць і клянецца сабе на шкоду, але захоўвае клятву.
Хто срэбра сваё не дае на ліхвярства і не прымае подкупу супраць нявіннага.
Хто так чыніць, не пахіснецца ніколі.
Пане, хто можа знаходзіцца ў шатры Тваім,
хто можа жыць на Тваёй святой гары?
5. МОЛИТВА В ИНТЕНЦИЯХ
6. ДЕЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫМИ ПУНКТАМИ УСИЛИЙ (КПУ):
Деление реализацией КПУ является особым временем духовной поддержки на встрече. Оцениваем прогресс на пути супружеского и индивидуального духовного развития. Предлагаем особенно выделить Супружескую и семейную молитву.
7. ВОПРОСЫ ДЛЯ ВСТРЕЧИ ЭКИПЫ
(обмен мыслями по формационной теме)
Исходя из того, что вы прочитали, предлагаем вам подготовиться к встрече с помощью следующих вопросов.
1. Какое свидетельство заботы об «Общем Доме» мы даём в нашей повседневной жизни?
2. Действительно ли мы – как супруги, как семья – заботимся о близких отношениях с Богом?
3. Осознаём ли мы, что доброта в супружеских и семейных отношениях способствует построению гармонии? Как я реализую это в жизни?
4. Там, где бываем, в кругах нашего общения, стараемся ли быть примером умеренности, которая должна характеризовать истинных христиан?
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ
Молитва о беатификации кс. Каффареля.
Боже, наш Отче, Ты вложил в глубину сердца раба Твоего Анри Каффареля стремление любви, что без остатка влекло его к Твоему Сыну и вдохновляло говорить о Нем.
Будучи пророком наших дней, он показал достоинство и красоту призвания каждого человека, согласно слову, с которым Иисус обращается ко всем: "Приходи и следуй за Мною".
Он вдохновлял супругов величием таинства брака, который означает тайну единства и плодоносной любви между Христом и Церковью.
Он показал, что и священники, и супружеские пары призываются для жизни в призвании любви.
Он поддерживал вдов, ибо любовь сильнее смерти.
Движимый Духом, он многих привёл на путь молитвы.
Охваченный пылающим огнём, он обиталищем Твоим был, Господи.
Боже, наш Отче, Предстательством Пресвятой Богородицы Мы Тебя молим ускорить день, в который Церковь провозгласит святою его жизнь, чтобы все обретали радость следовать за Твоим Сыном согласно собственному своему призванию в Церкви.
Боже, наш Отче, мы призываем отца Каффареля, чтобы он испросил нам милость… (указать, о какой милости мы просим)
МАГНИФИКАТ
ПОДГОТОВКА К ДЕВЯТОЙ ВСТРЕЧЕ
Поэтому мы можем просить Её (Марию, Мать и Царицу всего творения) помогать нам смотреть на мир более мудрыми очами. (LS, 241)
ПРЕДЛАГАЕМ:
l закончить чтение шестого раздела энциклики Laudato Si (LS, 238 - 240);
l чтобы каждый, читая Слово Божие, размышлял о том, как Бог ежедневно приглашает каждого из нас щедро делиться собой; открывать, как Бог даёт свет и силу для новых начинаний, как вера ведёт нас к жизни вечной;
l духовное чтение (Lectio Divina) фрагмента Святого Писания, предназначенного на следующую встречу (Апакаліпсіс 1, 8. 17).