ТЕМА 6
Миссия по отношению к другим парам
«Видя жизнь христианской семьи, все те мужчины и женщины, которым не хватает человеческой любви, должны понять, что Христос пришёл спасти любовь и одарить её новым величием и сиянием».
(ZO, № 111-112, с. 237)
Молитва к Духу Святому
«Приди, Дух Святой в моё сердце и освяти его.
Приди, Творец добра, и утешь меня.
Приди, Свет духа, и освети меня.
Приди, Утешитель душ, и укрепи меня».
Фрагменты для размышления
Мы подошли вплотную к разговору о миссии по отношению к другим парам, поскольку «Призвание и миссия» (ERI, Фатима, 2018) развивает именно эту тему. Кроме того, она является частью сущности Движения - Движения супружеской духовности, которое предлагает конкретные средства для возрастания семьи в любви к Богу и ближнему.
Обладание таким необычайным сокровищем обязывает к этой особенной миссии, необходимость которой подтверждают призывы Пап. Исключительным с этой точки зрения является обращение Папы Франциска к Équipes Notre-Dame в 2015 году: «Я призываю вас также, насколько это возможно, конкретно и с постоянно обновляемой креативностью включиться в дело принятия, воспитания и сопровождения в вере особенно молодых пар - как до, так и после их вступления в брак».
Перед тем, как напомнить официальное высказывание Движения на эту тему (Призвание и миссия), представим два условия, которые согласно о. Каффарелю гарантируют качество этой миссии.
Братское милосердие между семьями Équipes Notre-Dame
Уже в 1947 году, в период утверждения Карты, говорится, что «неверующие будут приобретены для Христа, если увидят христианские супружества, где по-настоящему любят друг друга, помогают друг другу в поиске Бога и службе ближним. Таким образом, братская любовь, которая глубже, чем просто взаимная помощь, становится свидетельством». Евангелизируют не разговоры, но проявление истинного милосердия.
Существует риск встречаться по-мирски, «по причине дружбы, а не во имя Господне», рутинно или из чувства долга. Или же, к примеру, мы согласны с целью, но отказываемся исполнять усилия для настоящего приобретения добродетелей, принять временами горькую правду о себе, короче говоря - отказываемся от настоящего обращения к святости.
Если пара будет исполнять эти усилия, то её миссия по отношению к детям и другим парам будет приносить плоды. «Не слова могут достойно прославить любовь, но ваша жизнь, христианские супруги, участвующие в этом удивительном приключении. Мы видим вас, мы слышим вас. Не прячьтесь. Вы должны дать свидетельство. Христос обращается также и к вам: будете Мне свидетелями» (ZO, № 2-3-4, с. 16).
Реалистичная и динамичная подготовка
О. Каффарель напоминает два условия сопровождения обручённых вне Движения.
«Первое задание любви - это единство. Грешная любовь становится причиной разделений». Призыв, с которым к нам обращается этот парадокс («грешная любовь»), требует реалистичного и динамичного подхода:
- реалистичного, поскольку в наше нестабильное время необходимо «правдивое, точное и позитивное видение того, что происходит с любовью в супружестве». Идеальная, но заоблачная речь мало поможет..
- динамичного - значит «убеждённого в движущей силе любви».
Для того, чтобы начать миссию сопровождения пары, необходимо начать с любви, которая их объединяет, открыть всю её силу и энергию, которую она несёт в себе, очистить её изнутри, пробуждая скрытые мысли и стремления к добру. Одним словом, для исполнения этой миссии необходима надежда, которая «если верит в любовь, то потому, что видит её в вере, вписывает её в тайну брака Христа и Костёла».
Тексты для размышления.
Призвание и миссия
В области подготовки к супружеству и сопровождения в нём.
Основная миссия Équipes Notre-Dame - это, конечно же, провозглашать Добрую Весть о супружестве. (...) Также есть необходимость размышлять, чтобы придумать или создать - вдохновившись педагогикой нашего Движения - модули или пути развития, которые можно было бы предложить молодым, только что поженившимся парам, которые хотели бы иметь поддержку в первые годы супружества, но не принадлежат к Движению. (...)
Движение Équipes Notre-Dame в сегодняшнем мире не может игнорировать всех тех молодых людей, которые не осмеливаются связать себя супружеством и предпочитают жить в неформальных отношениях. (...) Благодаря формации, применяемой в END, возможно не только привести их к супружеству, но и пробудить в них желание идти дальше дорогой веры.(...)
Вовлеченность ответственных пар Движения в пастырскую работу на уровне епархии (дыяцэзіі) должно быть интенсивным. Это вызов для нас, если мы хотим, чтобы наше Движение было плодородным «снаружи» и приносило плоды (...).
В области супружеских кризисов.
Нам известно, что сегодня нет страны, где не было бы проблемы кризиса супружества, часто появляющегося уже в первые годы совместной жизни... Неужели этот кризис - неминуемый поворот судьбы, с которым ничего нельзя сделать? Если Движение Équipes Notre-Dame считает, что это не так, это должно работать.
Не должны ли «специалисты по супружеству» - участники Équipes Notre-Dame - сыграть свою роль в обществе, где в качестве выхода из супружеского кризиса на данный момент предлагается только лишь сепарация и развод? Для того, чтобы сыграть эту роль, они должны больше, чем когда бы то ни было, осуществлять пастырскую работу сопровождения, без сомнения превышающую уже существующие инициативы, которые, конечно же, необходимо поддерживать и развивать там, где только это возможно. Возможно, они могли бы предложить выход из ситуации, основанный на сопровождении, сотрудничестве с профессионалами в этой области, пока кризис ещё можно предотвратить? Можно ли давать свидетельство величия супружества, его богатства, постоянства, несмотря на бури, которые естественно его сотрясают?
Со временем Движение Équipes Notre-Dame выработало предложение, согласно ситуации, которая складывалась в определённом супружестве под воздействием различных обстоятельств. Во всех случаях Движение действовало так, чтобы преодолевая неизбежные кризисы, союз супругов укреплялся и жил в вере.
Научиться предвидеть кризис до того, как станет невозможно все исправить, могло бы стать хорошей областью для изучения. Члены Équipes Notre-Dame компетентны в сфере поиска и принятия решений в этой области.
Отец Каффарель
Не думаю, что Équipes Notre-Dame должны были бы руководить подготовкой к супружеству, но думаю, что они должны были бы иметь свои центры по подготовке к супружеству на основе своей духовности, которые были бы ориентиром для других центров. (АК, Конференция в Шантильи, 1987)
Миссия Любви
Как писал о. Каффарель в 73-м номере «Обручального кольца» (январь-февраль 1957 г., после пастырской встречи в Версале), необходимо изменить способ подготовки помолвленных к таинству супружества, показывая им позитивное и реальное видение любви, а не список запретов и теоретических размышлений.
Обязательным является:
- учиться говорить новым, актуальным языком;
- чётко понимать действительность;
- давать необходимые советы, соответствующие конкретному аспекту жизни;
- разрабатывать способы сопровождения пар, которые только начинают совместную жизнь.
На самом деле, смысл в том, чтобы отказаться от того, что не работает, и постараться обновить наш подход к молодым, которые планируют совместную жизнь.
Миссия Любви
27 ноября 1997 года по случаю 50-й годовщины основания Équipes Notre-Dame Папа Ян Павел II написал письмо к ответственным за Супер Регион Франции.
В письме, кроме всего прочего, он говорил о супружествах, переживающих трудности, находящихся в сепарации, разведённых и тех, кто женился повторно. Он просил, чтобы они могли встретить «в лоне Костёла супружества, готовые им помочь». В ответ на эту просьбу появились экипы «Reliance» (Поддержка), которые нам представили Натали и Кристиан Мигнонат на Международном конгрессе в Суонвике в 2016 году.
Эти экипы поддерживаются присутствием в них пар, принадлежащих к Équipes Notre-Dame. Мы называем их сопровождающими супружествами. Их роль соответствует логике сопровождения, исходя из определения Синода о Семье в 2015 году - встреча и «совместно пройденный путь», чтобы открыть Воскресшего Христа.
Эти экипы соответствуют тому, о чем говорил Тимоти Редклиф в Бразилии: «Если мы выслушаем их, если обуем их сандалии, если побудем в их шкуре, тогда вероятнее всего Господь даст нам подходящие слова».
Это перекликается со словами надежды Папы Франциска в Evangelii Gaudium: «Церкви следует прививать своим членам — священникам, монашествующим и мирянам — «искусство сопровождения», чтобы все научились всегда снимать сандалии, прежде чем ступить на святую землю другого» (§ 169). В этом заключается воплощённое гостеприимство Костёла, а также знак связи экип «Reliance» с Équipes Notre-Dame.
Аудиенция Папы Франциска для участников движения Équipes Notre-Dame в 2015 году.
В конце не могу не призвать супружества Équipes Notre-Dame к тому, чтобы они были инструментами милосердия Христа и Костёла по отношению к тем, чей брак разрушился.
Не забывайте, что ваша супружеская верность - это дар Божий, и что каждый одарён милосердием. Сплочённая и счастливая пара может понять глубже и лучше, чем кто-либо, раны и страдания, вызванные уходом, предательством, крахом в любви. Поэтому необходимо, чтобы вы давали свидетельство, делились своим опытом, чтобы помочь общинам верных распознать конкретные ситуации этих людей, принять их с их ранами, поддерживать их на пути веры и правды в присутствии Иисусом Христом - Доброго Пастыря, чтобы они могли надлежащим образом участвовать в жизни Костёла.
Не забывайте также о невысказанных страданиях детей, которые переживают эти болезненные семейные ситуации: им вы можете дать очень много.
Представленные ниже тексты Папы Франциска очень важны, но из-за их объёма мы приводим лишь фрагменты. Рекомендуем вам прочесть предложенные разделы целиком.
Папа Франциск.
Апостольское обращение «О любви в семье» (Amoris laetitia)
40. Рискуя упростить, можно сказать, что мы живём в культуре, подталкивающей молодёжь не создавать семью из-за нехватки возможностей в будущем. Но эта же культура другим предлагает многосторонние возможности, убеждающие не создавать семью.
78. «Взгляд Христа, Чей свет просвещает каждого человека (см. Ин 1, 9; Gaudium et spes, 22), вдохновляет пастырское попечение Церкви о верных, которые просто сожительствуют, заключили только гражданский брак или вступили в новый союз после развода.
79. «При встрече с трудными ситуациями и израненными семьями следует всегда помнить общий принцип: “Пусть пастыри знают, что из любви к истине они обязаны глубоко вникать в каждую конкретную ситуацию” (Familiaris consortio, 84).
184. Свидетельством и словом семьи говорят об Иисусе другим людям, передают веру, пробуждают жажду Бога и являют красоту Евангелия и предлагаемого в нем образа жизни. Так супруги-христиане раскрашивают монохромное общественное пространство красками братства, социальной чуткости, защиты слабых людей, светозарной веры, активной надежды. Их плодовитость открывается другим и воплощается тысячами способов, являя присутствие Бога в обществе
206. Сложная социальная реальность и вызовы, которые сегодня семья призвана преодолевать, требуют большего участия всей христианской общины в подготовке вступающих в брак. Необходимо напоминать о важности добродетелей. Среди них драгоценным условием для развития искренней межличностной любви остаётся целомудрие.
207. Призываю христианские общины признать, что сопровождение обручённых пар на пути любви — благо для них самих.
208. Также целесообразно через миссионерские семьи, родные семьи обручённых пар и различные пастырские ресурсы найти возможности для долгосрочной подготовки, которая примером и свидетельством поможет обручённым возрастать в любви.
211. Как непосредственная подготовка, так и долгосрочное сопровождение должны помочь обручённым парам не видеть в бракосочетании окончание пути, а относиться к браку как к призванию, влекущему вперёд и требующему твёрдого и реалистичного решения вместе преодолеть любые испытания и проблемы.
218. С другой стороны, я намеренно настаиваю на том, что вызов пастырского попечения о семье заключается в том, чтобы помочь супругам понять, что брак нельзя понимать как своего рода завершение. Союз реален, неотменяем, подтверждён и освящён таинством брака.
Свидетельство пары
Мы поженились 10 лет назад. В Экипы мы вступили 8 лет назад, когда наш настоятель попросил нас принять участие в курсах по подготовке к супружеству в нашем приходе. Мы согласились и присоединились к экипе, состоящей из 10 пар аниматоров, которые ежегодно готовят около 50 пар к венчанию.
Две сопровождающие пары принимали 4 - 5 пар (чаще всего далёких от Костёла) в приходском зале. Там мы не были учителями, но свидетелями. Мы хотели помочь им осмыслить некоторые вопросы.
Мы занялись проблемами коммуникации, ожиданий, а после - основами христианского супружества. Делились как радостями, так и трудностями, с которыми встречались: трудности - это не стена, о которую мы разбиваемся, но барьер, который конь может и должен перескочить. А в прощении - тайна долгой совместной жизни...
Часто пары, которые встречались уже несколько лет свидетельствовали, что никогда не говорили на некоторые темы.
Мы всегда ценили глубину этих разговоров, а совместные встречи напоминали нам все то, что Господь дал нам в таинстве супружества. И нашу экипу Notre-Dame!
Вопросы для Обязанности «Сядем вместе»
Вспомним те моменты, когда поддержка нашей экипы помогла нам преодолеть трудности. Поблагодарим Господа за эту помощь.
Вопросы, предложенные для Обязанности Сядем вместе, не могут заслонить собой тех важных вопросов, касающихся нашего супружества, которые мы должны обсуждать регулярно. |
Встреча экипы
Все предложенные пункты, являются обязательными для проработки во время встречи экипы, однако последовательность пунктов может быть изменена в зависимости от традиций, принятых в экипе. |
1. Деление жизнью
Делимся событиями за прошедший месяц, важными для пары или для одного из супругов.
Поделимся своим опытом общения с супружескими парами - нашими родственниками или друзьями. Была ли у нас возможность оказать им поддержку? Или получить её?
2. Час малітвы
Чытанне Слова Божага і разважанне: Лк 10, 30 - 37
На гэта Езус адказаў: «Адзін чалавек ішоў з Ерузалема ў Ерыхон і трапіў у рукі разбойнікаў, якія знялі з яго адзенне, пабілі яго і пайшлі, пакінуўшы ледзь жывога. Выпадкова нейкі святар ішоў той дарогай і, убачыўшы яго, прайшоў міма. Таксама і левіт, будучы на тым месцы, падышоў, паглядзеў і прайшоў міма. А нейкі самаранін, падарожны, натрапіў на яго і, убачыўшы, злітаваўся. Падышоў, перавязаў яму раны, паліваючы алеем і віном. І, пасадзіўшы яго на сваю жывёліну, прывёз у заезд і паклапаціўся аб ім. А на другі дзень, ад’язджаючы, дастаў два дынары, даў карчмару і сказаў яму: “Паклапаціся аб ім. А калі патраціш больш, я аддам табе, калі вярнуся”. Як здаецца табе, хто з гэтых трох быў бліжнім таму, хто трапіў у рукі разбойнікаў?» Ён сказаў: «Той, хто паступіў з ім міласэрна». Тады Езус сказаў яму: «Ідзі і ты рабі так»
3. Деление Конкретными Пунктами Усилий (КПУ): Сядем вместе
Молитва перед делением духовной жизнью
Господи Иисусе, приступая к делению духовной жизнью, я осознаю, что благодать нашего таинства исходит от Тебя, и что смысл нашей любви заключается в поиске добра нашему супругу и нашим семьям.
Пусть время этого деления поможет нашему духовному росту. Научи нас говорить со смирением о наших слабостях и наших неудачах, прося прощения у всех. Помоги нам говорить о наших успехах и наших радостях без тщеславия, чтобы мы взаимно помогали и укрепляли друг друга, благодаря Бога за всё.
Молимся за супружества, которые переживают трудности и страдания, особенно из нашей экипы. Пусть Господь укрепит в нас чувство ответственности. Амен.
Сядем вместе - это самый лучший подарок для супружеской пары. Можем рассказать о нем тем парами, с которыми встречаемся. |
4. Обмен мыслями по теме.
Примерные вопросы:
Каким образом в нашей экипе мы реализуем взаимную помощь?
Как мы ответим на просьбу о. Каффареля, подтверждённую Папой Франциском и ERI в «Призвании и миссии», заняться подготовкой к супружеству и поддерживать пары, которые переживают трудности?
Открыл ли я в этих текстах что-то хорошее, за что могу сказать: «Благодарю Тебя, Боже»? Что в них бросает вызов моим убеждениям, а что даёт надежду?
Есть ли у нас опыт сопровождения пар, которые готовятся к венчанию? Нам это что-то дало?
Папа Франциск призывает нас научиться «снимать сандалии, прежде чем ступить на святую землю другого». Как мы относимся к израненным семьям? К тем парам, которые не живут учением Костёла, или не являются христианами?
Может быть что-то в этом тексте подсказывает мне Правило жизни?
Пара, которая проводит встречу выбирает наиболее подходящие для экипы вопросы. Вопросы можно изменить или выбрать другие. |
5. Литургическая молитва.
Папа Ян Павел II
Боже, начало всякого отцовства на небе и на земле,
Отец, Который есть Любовь и Жизнь;
соделай, дабы каждая человеческая семья на земле
через Твоего Сына, Иисуса Христа, рождённого от Девы, и через Святого Духа становилась истинной обителью жизни и любви для новых поколений.
Соделай, дабы Твоя благодать направляла мысли и поступки супругов на благо их семей и всех семей в мире.
Соделай, дабы молодое поколение находило в семьях поддержку и укрепление для себя и для развития в истине и любви.
Соделай, дабы любовь, укрепляемая благодатью таинства брака, была сильнее слабостей и кризисов, через которые нередко проходят семьи.
По предстательству Святого Семейства из Назарета молим Тебя, Боже:
соделай, дабы Церковь посреди всех народов на земле могла плодотворно выполнять свою миссию в семьях и через семьи.
Через Христа, Господа нашего, Который есть Путь, Истина и Жизнь, во веки веков. Аминь.
6. Заключительные молитвы
Молитва о беатификации кс. Каффареля.
Боже, наш Отче, Ты вложил в глубину сердца раба Твоего Анри Каффареля стремление любви, что без остатка влекло его к Твоему Сыну и вдохновляло говорить о Нем.
Будучи пророком наших дней, он показал достоинство и красоту призвания каждого человека, согласно слову, с которым Иисус обращается ко всем: "Приходи и следуй за Мною".
Он вдохновлял супругов величием таинства брака, который означает тайну единства и плодоносной любви между Христом и Церковью.
Он показал, что и священники, и супружеские пары призываются для жизни в призвании любви.
Он поддерживал вдов, ибо любовь сильнее смерти.
Движимый Духом, он многих привёл на путь молитвы.
Охваченный пылающим огнём, он обиталищем Твоим был, Господи.
Боже, наш Отче, Предстательством Пресвятой Богородицы Мы Тебя молим ускорить день, в который Церковь провозгласит святою его жизнь, чтобы все обретали радость следовать за Твоим Сыном согласно собственному своему призванию в Церкви.
Боже, наш Отче, мы призываем отца Каффареля, чтобы он испросил нам милость… (указать, о какой милости мы просим).
Магнификат