Год 2020-2021.Тэма3

ТЕМА 3

Супруги, Христом вы призваны к миссии друг для друга

 

Версія Word

 

«Если вы будете верны любви, она поведёт вас далеко и высоко; откроет вам более глубокую любовь Бога». (ZO, № 84, с. 430)

 

 

Молитва к Духу Святому

«Наполни моё сердце Твоим духом и жизнью. Проникни в мою жизнь и овладей ею настолько, чтобы вся она была излучением Твоей жизни.

Свети во мне, излучай свой блеск через меня на каждую душу, чтобы душа, которая приближается ко мне, ощутила Твоё присутствие в моей душе».

(св. Джон Генри Ньюмен)

 

Фрагменты для размышления

Начало супружества обычно сопровождается упадком христианской жизни: пары противопоставляют как конкурентов любовь человеческую и любовь божественную. При этом они не замечают, как супружеская жизнь призывает их к новой миссии освящаться рядом с любимым человеком. Латинское богословие учит нас, что супруги являются распорядителями своего таинства. Это касается не только торжества в Костёле, но и всей жизни. Распорядитель таинства призван к освящению во имя Христа. Супруги призваны к освящению друг для друга на протяжении всей своей жизни.

 

 

Миссия - это призыв

Для роста нашего супруга достаточно ли просто любить? Постоянная дилемма, возникающая в связи с самоотречением, которого требует совместная жизнь: пожертвую ли я собой для него? Или пожертвую им для себя? Конечно, вначале любовь к другому человеку представляет собой бесплатный коктейль из  уважения, самопожертвования, пылкого и бескорыстного желания добра супругу. Вскоре, однако, появляется, другая любовь, более корыстная и менее безвозмездная, потому что любимый человек даёт нам своё присутствие, радость, удовлетворение и развитие. Риск заключается в том, чтобы ассоциировать любовь со своим собственным удовольствием, которое становится мерой любви.

 

В отношениях между супругами может появиться холодность. Кс. Каффарель называет причину: «Принятие решения ничего не делать для своего любимого человека, это не только знак, но и причина упадка любви».

 

Да, существует искушение подсчитывания супружеской любви. Оно оправдывается завистью и страхом недополучить чего-либо, что приводит к постоянному разочарованию супругом.

 

И наоборот, муж и жена, которые действительно любят друг друга, носят в себе определённое напряжение, какую-то постоянную здоровую заботу о счастье другого, как бы немое страдание от ощущения, что нельзя дать ещё больше.

 

Что по совету о. Каффареля может помочь справиться с призывом к  освящению супруга?

 

 

Средства для исполнения миссии по отношению к супругу:

- изменить свой взгляд,

- советовать,

- поддерживать.

Согласно о. Каффарелю взаимная миссия супругов требует расположения взаимопомощи. Её характерной чертой является милосердие, которое развивается в трёх направлениях:

- смотреть так, как смотрит Бог;

- советовать супругу;

- искренне поддерживать супруга в его стараниях.

 

Взгляд Бога - созидательный. Взгляд любви супругов должен проникать сквозь внешнюю оболочку стереотипов, которая превращает сердце в камень. Взгляд супругов позволяет соединиться их душам благодаря отверстиям любви.

 

Любить - это, во-первых, знать друг друга. Полнота любви супругов призывает смотреть так, как смотрит Бог. Потому что Он видит каждого человека в обетовании той славы, которую хочет дать ему в Небе. Чтобы узнать друг друга, нужно раскрыть себя, позволить супругу себя узнать - это часть миссии взгляда, который отворачивается от собственного «я», рождает доверие, утешает. Для этого необходима смелость - перешагнуть страх перед взглядом супруга, показать свои слабости. Истинное прощение предполагает возвращение глубоких и добрых отношений с любимым человеком не смотря на его поступки, которые ранили.

 

Совместная жизнь даёт супругам конкретные и актуальные знания друг о друге, несравнимые с опытом какого-либо советчика извне. Эти знания помогают поддерживать друг друга, давать советы, которые будут способствовать христианскому росту в принятии решений, переживании трудностей. Супруги, обогащённые общими дарами, помогают друг другу на пути к святости. Речь не идёт о том, чтобы копировать друг друга. Смысл заключается во взаимном равновесии, стабильности и развитии.

 

«Я смогу победить, если никогда не перестану давать. Неустанно стремясь к развитию любимого человека, я несомненно приближаюсь к собственному совершенству - это двойная победа».

(ZO, № 27-28, с. 193)

 

 

 

Этапы на пути миссии пары: отношения, любовь, единство.

Заповедь любви - это великая евангельская заповедь святости: мы будем судимы по любви. Понятно, что невозможно любить всех людей с одинаковой силой. Любить своего супруга - это основополагающая миссия каждого крещёного, который таким образом отвечает на новую заповедь: «да любите друг друга». Связь между христианскими супругами берёт своё начало у истоков их существования. Для вечного единства человеческая любовь должна постепенно преобразовываться в исключительную милосердную любовь. Это задание каждого супружества.

 

Любовь супругов - это не цель на пути к святости - она является посланником на этом пути. Ведь только Бог может утолить голод души, сотворённой для принятия нескончаемой любви. Это определяет порядок и очерёдность предпринимаемых нами действий для выражения любви.

 

Подводя итог этой миссии взаимного возрастания, кс. Каффарель выделяет три важных момента:

 

Первый шаг христианского развития отношений - морально усвоить закон Христа: что хорошо (приближает к Богу), а что наоборот - плохо (отдаляет от Бога). Насколько ценна с этой точки зрения формация в экипах, которая помогает увидеть красоту христианских требований и ободрять друг друга в конкретных пунктах усилий.

 

Мужчина и женщина, каждый согласно своей благодати, открыли в супружеской любви, что быть зависимым от любимого человека не ограничивает свободу, а напротив - раскрывает её. Они открывают, что тот Бог, который вёл их навстречу друг другу, сейчас ждёт, когда они вместе приведут себя к Нему в таинстве супружества.

 

Второй шаг от любви к милосердию наступает тогда, когда на основе личного выбора приходит конкретное решение - ничего не любить больше, чем Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10, 37). Мерой милосердия в конечном счёте является сам Бог: поддержка духовного развития супруга, жизнь молитвы, размышления Слова Божьего, ежегодные реколлекции, требуемые в экипах...

 

Наконец наступает третий шаг: когда супруги осознают, что единство, призванное милосердной любовью, идёт намного дальше, чем они представляли себе вначале. Оно ведёт к тому, чтобы поставить Бога на первое место, забыть о себе, чтобы призвать супруга к такой связи, где Бог будет первым. Это болезненная грань, которую необходимо перейти.

 

Только Бог в состоянии наполнить сердце человека, но есть риск, что Он будет восприниматься супругом в качестве конкурента. Христос настаивает, чтобы мы воспринимали Его уже не только как друга, но как «возлюбленного». «На данном этапе христианин по отношению к другим творениям, является наиболее «равнодушным» (не привязанным) и наиболее любящим созданием, которое только может существовать».

Только Бог поворачивает супругов друг к другу с новой свежестью. Супружеские узы преобразуются в вечное милосердие, которое уже исходит с Неба и способно перешагнуть смерть. Реализуется единство святости: той же любовью, которой любят Бога, супруги любят друг друга. «Христианин отрекается от всего, от своего собственного видения любви к каждому, но именно с этого момента он будет любить все существа, но не по-своему, а через Христа, который живёт в нём и учит его любви».

 

 

Тексты для размышления.

Отец Каффарель

Тот, кто отходит от Бога, если и не теряет способности любить, то теряет лучшую её часть. С другой стороны - человек возрастает, как только возрастает в нем любовь к Богу. Любовь супругов сильна настолько, насколько крепкая их взаимосвязь с Богом. (...)

Отказать Богу - значит отказать супругу в хлебе насущном, в любви. Лжёт тот, кто говорит, что ценит любовь, пренебрегая Любовью. (...)

Любовь является лишь посланником, Бог является Господином. (...)

Творение не может насытить сердце, которое настолько велико, что может вместить Творца. Такое разочарование часто приводит к утрате веры в любовь.

Любовь - это средство, а не цель. Но средство очень мощное. (ZO, №2-3-4, с. 12-13)

После исцеления любви благодать, неутомимая труженица, неустанно возрождает её. Она ежедневно обновляет молодость любви, с поразительным мастерством использует радости и страдания, усилия и ошибки, чтобы любовь стала более радостной и крепкой. Супружеская община прочна, потому что благодать является в ней надёжным строителем единства. Она создаёт единство, направляет его, день за днём укрепляет его. (ZO, nr 2-3-4, s. 11)

У истоков семьи, христианской в том числе, присутствуют следующие мотивации: сексуальное влечение, страх одиночества, потребность любить и быть любимым, желание потомства - и, конечно же, жажда духовного развития. Однако стоит признать, что духовное развитие чаще всего стоит не на первом месте. Его грубо выталкивают другие мотивации.

А между тем, огромный призыв для христианских супругов - во-первых, осознать, что «новая заповедь» относится и к ним; во-вторых, предпринять усилия для того, чтобы любовь супружеская преобразовывалась в милосердную любовь. (ZO, nr 125, s. 384)

Любовь говорит на одном языке. Любить означает хотеть того, чтобы любимый человек состоялся, желать его развития и человеческого счастья. Но прежде всего - его духовного развития, без которого не будет полноты жизни, и его существование останется бесполезным для вечности. Любовь по-настоящему амбициозна. Любовь действительно требовательна.

Сколько мужей и жён думают, что они трудятся для спасения другого, в то время как их непрекращающиеся взаимные обвинения, отравляющие их сердца и семейную жизнь, - это ни что иное, как горький плод разочарований или печального неприятия!

Быть требовательным с любовью - это не сражаться с недостатками другого (каждый учитель об этом знает). Это сердечная поддержка роста великодушия по отношению к Богу и ближнему. Святой Франциск Сальский, если не ошибаюсь, в своей «Филотее» сказал: «Хочешь избавиться от недостатков? Разожги огонь с четырёх сторон леса, и дикие звери разбегутся».

В первую очередь необходим внутренний порядок. Для тех, чей супруг отказывается от любых внутренних усилий, это единственное, что можно сделать, и это уже много. Поэтому всеми силами поддерживайте это желание освящения того, кого Бог вам вверил. Займитесь им. Просите за него.

Не жалейте ничего из того, что могло бы помочь ему реализовать его призвание. Пусть это желание перейдёт в молитву: не забывайте, что ваша супружеская молитва черпает в таинстве супружества исключительную силу и действенность. Добавьте к молитве покаяние. Вы ещё не сделали всё возможное, если не каетесь.

После посмотрите на своего супруга объективно, «ясно». Узнайте его дары - как видимые, так и те, что находятся в глубине души, как хорошие семена. Помогите ему извлечь их. Но не игнорируйте его недостатки и не используйте их для своей выгоды (удобства). Это будет соучастием в грехе, которое совершает так много супругов. И здесь - внимание! Очень много людей видит только плохое. Есть такая эгоистическая ясность (взгляда) - я бы сказал дьявольская - она отличается от той ясности любви, которую я вам рекомендую. (ZO, nr 19, ss. 2-4)

Вы должны трудиться для освящения друг друга, но не как два проповедника, которые всю жизнь поучают друг друга набожными словами, но в основном реализацией вашего призвания быть супругами и родителями. Суть не в том, чтобы «делать добро» супругу, а в том, чтобы помогать друг другу любить себя, ваших детей, поддерживать друг друга в отцовстве и материнстве. (ZO, nr 111-112, s. 261)

Вы очень хотите, чтобы у вашего любимого человека всё складывалось, как можно лучше. Вы хотите, чтобы он во всем достиг совершенства, чтобы жил всей полнотой жизни. Однако пока вы делитесь только лишь благами материальными и моральными, ваш супруг будет лишён самого большого дара, это значит - дара вас самих. Он мог бы сказать вам: « Мне не нужны ни твои заботы, ни услуги. Мне нужен ты, а не что-то от тебя». Любить - это больше, чем давать. Это давать себя, лишать себя всего для добра супруга, отказаться распоряжаться собой, с радостью соглашаться быть зависимым.

Речь идёт об agape - это чистый дар, полностью бескорыстный. В Боге-Отце её источники и полнота. В свою очередь в Сыне любовь проявляется как принятие дара Отца, также для Его детей. (ZO, nr 117-118, ss. 282-284)

 

 

 

Папа Франциск. Amoris laetitia

320. Любовь супружеской пары достигает наивысшего освобождения и становится пространством здоровой автономии, когда каждый открывает, что другой — не его собственность, что у него есть более важный Владыка — его Единственный Господь. Никто не может претендовать на обладание самой личной и сокровенной близостью с любимым человеком, лишь Он может занять центральное место в его жизни.

134. Не растущая любовь начинает подвергаться опасностям, мы можем развиваться, только соответствуя Божественной благодати через большее число проявлений любви, через более частые, насыщенные, бескорыстные, нежные, радостные проявления симпатии. Муж и жена «испытывают чувство единения и с каждым днём углубляют его». Дар Божественной любви, изливаемый на супругов, одновременно представляет собой призыв к постоянному развитию этого дара благодати.

 

 

Вопросы для Обязанности «Сядем вместе»

Каждый пусть поблагодарит Бога за те моменты, когда супруг был для нас миссионером, источником нашего развития.

Вопросы, предложенные для Обязанности Сядем вместе, не могут заслонить собой тех важных вопросов, касающихся нашего супружества, которые мы должны обсуждать регулярно.


Встреча экипы

Все предложенные пункты, являются обязательными для проработки во время встречи экипы, однако последовательность пунктов может быть изменена в зависимости от традиций, принятых в экипе.

1. Деление жизнью

Делимся событиями за прошедший месяц, важными для пары или для одного из супругов.

Расскажите о том моменте, когда ваш супруг помог вам в духовном развитии.

2.Час малітвы

Чытанне Слова Божага і разважанне: 1 П 1, 14-16 і 22-23

Як паслухмяныя дзеці, не дастасоўвайцеся да пажадлівасцяў, якія вы мелі раней, у час вашага няведання, але на ўзор Святога, які паклікаў вас, самі станьце святымі ва ўсіх паводзінах вашых. Бо напісана: «Будзьце святымі, таму што Я святы». […] Ачысціўшы паслухмянасцю праўдзе душы вашыя для некрывадушнай братняй любові, чыстым сэрцам шчыра любіце адзін аднаго, бо вы народжаны зноў не з тленнага насення, але з нятленнага, праз Божае слова, якое жыве і трывае.

1 Эф 5, 25-28 і 32-33

Мужы, любіце сваіх жонак, як і Хрыстус палюбіў Касцёл і аддаў сябе за яго, каб асвяціць яго, ачысціўшы купеллю вады і словам, каб ён з’явіўся перад Ім слаўным Касцёлам, які не мае плямы, ці заганы, ці чаго-небудзь падобнага, і каб ён быў святы і беззаганны. Так павінны мужы любіць сваіх жонак, як сваё цела. Хто любіць сваю жонку, любіць самога сябе. […] Вялікая таямніца гэтая, а кажу я ў дачыненні да Хрыста і да Касцёла! Дык няхай кожны з вас любіць сваю жонку так, як самога сябе, а жонка няхай паважае мужа.

3. Деление Конкретными Пунктами Усилий (КПУ): Сядем вместе.

Молитва перед делением духовной жизнью

Господи Иисусе, приступая к делению духовной жизнью, я осознаю, что благодать нашего таинства исходит от Тебя, и что смысл нашей любви заключается в поиске добра нашему супругу и нашим семьям.

Пусть время этого деления поможет нашему духовному росту. Научи нас говорить со смирением о наших слабостях и наших неудачах, прося прощения у всех. Помоги нам говорить о наших успехах и наших радостях без тщеславия, чтобы мы взаимно помогали и укрепляли друг друга, благодаря Бога за всё.

Молимся за супружества, которые переживают трудности и страдания, особенно из нашей экипы. Пусть Господь укрепит в нас чувство ответственности. Амен.

 

Обязанность Сесть вместе даёт нам возможность лучше узнать нашего супруга и помочь ему на пути к святости.

Поделимся переживанием этой обязанности в нашем супружестве.

«Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её?» (Лк 14, 28).

«Обязанность сесть вместе призвана помочь супружеским парам раз в месяц найти время на настоящий супружеский диалог в присутствии Господа».

(кс. Каффарель)

 

Обязанность «Сядем вместе» объединяет нас друг с другом и с Богом, Его присутствие наполняет всю нашу жизнь: наши планы, наши мечты, радости и печали, успехи и трудности.

Мы присягали друг другу перед Богом, а это значит, что Он также участвует в строительстве нашего супружества, Он помогает сделать наши отношения более глубокими с помощью диалога и любви.

Обязанность даёт возможность супругам встретиться наедине, остановиться, задать вопросы, посмотреть и послушать друг друга. Потому что, не возобновляя диалог, мы не меняем свой взгляд на супруга. А некоторые невысказанные трудности могут стать настоящими проблемами.

Разговор на некоторые темы можно постоянно откладывать, хотя это касается наших самых глубоких желаний, и не хватает духа, чтобы его начать. Обязанность сесть вместе – это возможность поговорить именно на трудные (или деликатные) темы. Например, о супружеской близости.

Обязанность «Сядем вместе» помогает супругам постепенно открываться друг другу, лучше узнать друг друга, поддерживать, помогает избежать рутины в супружеской жизни. Она приводит к тому, что любовь и супружество остаются всегда молодыми и живыми.

Обязанность даёт возможность подытожить наше прошлое, анализируя супружескую и семейную жизнь, построить планы на будущее и обменяться мыслями о том идеале, который супруги для себя выбрали.

Молитва – это основной элемент Обязанности «Сядем вместе».

В тишине стать в присутствии Бога. Пригласить Господа на нашу встречу, чтобы мы смогли открыться друг другу, создать атмосферу смирения и христианской любви.

Попросить Бога, чтобы одарил нас своими благодатями. Помолиться о том, чтобы Он сопровождал нас в наших размышлениях и открытиях. Искренне попросить друг у друга прощения за всё то, что могло ранить супруга.

Обязанность «Сядем вместе» - одна из важнейших рекомендаций о. Каффареля. Она является самой конкретной практикой, из предложенных в Движении Equipes Notre-Dame. Это очень важный способ возрастания в святости, потому что он духовно обогащает супругов, помогает им лучше переживать взаимное прощение, возрастать в любви друг к другу, Богу и ближнему.

 

 

 

 

 

4. Обмен мыслями по теме.

Примерные вопросы:

Согласно о. Каффарелю взаимная миссия супругов требует расположения взаимопомощи. Её характерной чертой является милосердие, которое развивается в трёх направлениях: смотреть так, как смотрит Бог; советовать супругу и искренне поддерживать супруга в его стараниях. Каким образом я являюсь миссионером для моего супруга (конкретно, на деле)?

«Принятие решения ничего не делать для своего любимого человека, это не только знак, но и причина упадка любви». Сможем ли объяснить, каким образом Обязанность «Сядем вместе» и правила жизни вдохновили нас к тому, чтобы «делать больше» для того (или той), кого люблю?

Открыл ли я в этих текстах что-то хорошее, за что могу сказать: «Благодарю Тебя, Боже»? Что в них бросает вызов моим убеждениям, а что даёт надежду?

Может быть, что-то особенно затронуло меня, и мне захотелось глубже изучить это? Могу рассказать об этом экипе.

Может быть что-то в этом тексте подсказывает мне Правила жизни?

Пара, которая проводит встречу выбирает наиболее подходящие для экипы вопросы. Вопросы можно изменить или выбрать другие.

 

 

 

5. Литургическая молитва.

Малітва да св. Юзафа

У цябе, святы Юзэфе, шукаем мы паратунку ў нашай нядолі. Звяртаючыся па дапамогу да тваёй Найсвяцейшай Абранніцы Панны Марыі, з даверам просім таксама тваёй апекі. Праз любоў, якая яднала цябе з Найсвяцейшай Багародзіцай, і праз тваю айцоўскую апеку, якою ты атуляў Езуса ў дзяцінстве, пакорна просім: глянь ласкава на спадчыну, якую Езус Хрыстус здабыў крывёю сваёю, і сваім магутным заступніцтвам дапамажы нам у патрэбах нашых.

Прадбачлівы апякуне Сям’і Божай, апякуйся абраным патомствам Езуса Хрыста. Адхілі ад нас, мілы ойча, усялякія памылкі і спакусы. Магутны наш абаронца! Прыйдзі да нас ласкава з нябеснаю дапамогаю ў гэтым змаганні з сіламі цемры і, як некалі ў дзяцінстве выратаваў Езуса ад небяспекі, якая пагражала Ягонаму жыццю, так цяпер барані святы Касцёл Божы ад варожых нападаў і ўсялякіх перашкодаў.

Атуляй кожнага з нас нястомнаю апекаю, каб мы, па тваім прыкладзе і тваёю дапамогаю падтрыманыя, маглі жыць у святасці, памерці пабожна і атрымаць вечнае шчасце ў небе. Амэн.

 

 

 

 

6. Заключительные молитвы

Молитва о беатификации кс. Каффареля.

Боже, наш Отче, Ты вложил в глубину сердца раба Твоего Анри Каффареля стремление любви, что без остатка влекло его к Твоему Сыну и вдохновляло говорить о Нем.

 

Будучи пророком наших дней, он показал достоинство и красоту призвания каждого человека, согласно слову, с которым Иисус обращается ко всем: "Приходи и следуй за Мною".

 

Он вдохновлял супругов величием таинства брака, который означает тайну единства и плодоносной любви между Христом и Церковью.

 

Он показал, что и священники, и супружеские пары призываются для жизни в призвании любви.

 

Он поддерживал вдов, ибо любовь сильнее смерти.

 

Движимый Духом, он многих привёл на путь молитвы.

 

Охваченный пылающим огнём, он обиталищем Твоим был, Господи.

 

Боже, наш Отче, Предстательством Пресвятой Богородицы Мы Тебя молим ускорить день, в который Церковь провозгласит святою его жизнь, чтобы все обретали радость следовать за Твоим Сыном согласно собственному своему призванию в Церкви.

 

Боже, наш Отче, мы призываем отца Каффареля, чтобы он испросил нам милость…  (указать, о какой милости мы просим).

Магнификат

 

 

 ФОТА ГАЛЕРЭІ
Хвала Хрысту!

Зараз 243 госцяў анлайн

Вітаем Вас на старонцы Equipes  Notre-Dame – Суполкі Маці Божай! З’яўляемся беларускім рэгіёнам міжнароднага руху сужэнскай духоўнасці Equipes Notre-Dame, галоўная мэта якога – дапамога хрысціянскім сем’ям найбольш поўна перажываць сакрамэнт сужэнства.

+375333829439, +375293730091