Год 2019-2020. Тэма 7

Седьмая встреча

Быть святым супружеством сегодня

 

Версія Word

 

Цели:

Поблагодарить Бога за призвание к святости в супружестве.

Признать, что путь к святости строиться постепенно.

Понять, что святостью нужно жить уже сегодня, в наше время, в нашей конкретной ситуации.

Общее вступление

5

Хорошо известны слова Папы Франциска о том, что нет идеального мужа или жены, идеальных супругов, супружеств или идеальной семьи. Папа подчёркивает, что не нужно боятся несовершенства, слабости и даже конфликтов; нужно научиться преодолевать их конструктивно. При этом исходной точкой должна быть любовь, диалог, понимание, принятие каждого, а также прощение.

Настоящая супружеская любовь не отличается агрессией и твёрдостью, но предупредительностью, красивыми словами, общением, радостью, а также умением видеть в супруге особую ценность. Чтобы всё это было, необходимы три слова: «позволь», «спасибо», «прости».

В апостольском обращении «Amoris Laetitia» супружество представлено как «призвание, так как оно отвечает на особый призыв переживать супружескую любовь как незавершённое знамение любви между Христом и Церковью». Это таинство — дар от Бога на благо освящения и спасения супругов (см. «Amoris Laetitia», 72).

Не стоит называть супружескую любовь совершенством или «волшебством», потому что не существует идеального супружества, как пытаются нам это показать «некоторые потребительские фантазии», лишая тем самым пары целого процесса развития их любви, соединённого с развитием духовности. Мы должны помнить - лучшее ждёт нас впереди.

Папа Франциск в апостольском обращении, посвящённом семейной жизни, писал: «Как напомнили епископы Чили, «не существует совершенных семей, которые нам предлагает обманная потребительская реклама. В них не проходят годы, не бывает болезней, скорби, смерти [...]. Потребительская реклама демонстрирует иллюзию, не имеющую ничего общего с реалиями, которые отцам и матерям семейства приходится преодолевать день за днём. Намного здоровее принимать с реализмом ограничения, вызовы и несовершенства, прислушиваться к призыву расти в единстве, позволять любви созреть и возделывать крепость союза: пусть будет, что будет» («Amoris Laetitia», 135).

Также отец Каффарель напоминает, что супружеская любовь является источником благословения, однако не только любовь становится таинством, но  также взаимный компромисс и союз, которые идут вместе с ней. И подытожил: любовь не святая, но освящающая, когда супруги понимают, что она является «совместным трудом».

Таким образом, супружеская любовь никогда не отдыхает, это работа не на один день, и это не легко. Освящение пары «требует от супругов не быть ленивыми», но бороться с искушениями, тщеславием, высокомерием, принимать во внимание мнение о своей жизни и семье и делать так, чтобы их жизнь была неустанным прославлением Бога. Таким образом, благодаря супружеской любви сможем понять любовь Бога.

Освящение супружеской пары - это совместный путь, общая ответственность двоих, божественная миссия, полученная в таинстве брака. В таинстве брака Вы - супруг и супруга - становитесь ответственными за возрастание в святости своей второй половины.

Папа Иоанн Павел II в апостольском обращении «Familiaris consortio» писал: «Истинным источником и изначальным средством освящения супружества и христианской семьи является таинство брака, которое возобновляет и развивает освящающую благодать крещения. Силой тайны Смерти и Воскресения Христа, в которую вновь вводится христианский брак, супружеская любовь очищается и освящается: «Эту любовь Господь удостоил, исцелив, усовершенствовав и возвысив её, особым даром благодати и милосердия».

Дар Иисуса Христа супругам не исчерпывается одним лишь таинством брака, но сопутствует им в течение всей их жизни. Об этом однозначно напоминает II Ватиканский собор, когда говорит, что Иисус Христос «и в дальнейшем... пребывает с ними, чтобы супруги через взаимоотдачу любили друг друга, храня постоянную верность — так же, как Он возлюбил Церковь и предал Себя за неё... Поэтому христианские супруги укрепляются и как бы освящаются особым таинством, чтобы достойно нести обязанности, свойственные их статусу. Силою этого таинства, исполняя своё супружеское и семейное служение, проникнувшись духом Христовым, Который преисполняет всю их жизнь верой, надеждой и любовью, они все выше и выше восходят в своём личном совершенствовании и взаимном освящении, а потому и в совместном прославлении Бога»

Всеобщее призвание к святости обращено также и к христианским супругам и родителям: оно подразумевается для них в совершаемом таинстве и перекладывается на конкретный язык реальности супружеской и семейной жизни. Отсюда рождается благодать и условие подлинной и глубокой супружеской и семейной духовности, которая черпает вдохновение в мотивах сотворения, Завета, Креста, Воскресения и знамения, о которых многократно размышлял Синод. Христианский брак, как и все таинства, которые «направлены к освящению людей, к созиданию Тела Христова, и, наконец, к поклонению Богу», сам по себе является актом литургического прославления Бога во Иисусе Христе и в Церкви, ибо, совершая это таинство, супруги-христиане исповедуют Богу свою благодарность за переданный им возвышенный дар, состоящий в том, что в своей супружеской и семейной жизни они могут воспроизводить любовь Самого Бога к людям и любовь Господа Иисуса к Церкви, Его Невесте.

В таинстве супруги получают в дар возможность ежедневно жить полученным освящением и в том же таинстве они получают благодать и нравственную обязанность преобразовывать всю свою жизнь в непрестанную «духовную жертву». Также к супругам и родителям-христианам, особенно в отношении присущих им дел земных и преходящих, относятся слова, высказанные собором: «Так и миряне, поклоняясь Богу и во всем поступая свято, посвящают Богу сам мир» («Familiaris consortio», 56).

 

 

Текст Святого Писания

Книга Товита  8, 1 - 9

Когда окончили ужин, ввели к ней Товию. Он же, идя, вспомнил слова Рафаила, и взял курильницу, и положил сердце и печень рыбы, и курил. Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел. Когда они остались в комнате вдвоём, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить:

благословен Ты, Боже отцов наших,

и благословенно имя Твоё святое и славное вовеки!

Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои!

Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву,

подпорою - жену его. От них произошёл род человеческий.

Ты сказал: нехорошо быть человеку одному,

сотворим помощника, подобного ему.

И ныне, Господи, я беру сию сестру мою

не для удовлетворения похоти, но поистине как жену:

благоволи же помиловать меня и дай мне состариться с нею!

И она сказала с ним: аминь. И оба спокойно спали в эту ночь.

Молитвенное чтение Слова Божьего

Предлагаем каждому отдельно, а также супружеским парам вместе, в течение месяца, опираясь на текс Святого Писания, продвигаться четырьмя этапами чтения Слова Божьего, а именно: Чтением, Размышлением, Молитвой и Созерцанием, согласно со схемой и вопросами, которые находятся в Приложении 1.

Короткое размышление над текстом Святого Писания

Чтобы понять библейский текст этой встречи, нужно рассмотреть его в соответствующем контексте. В нём повествуется история двух семей, которые были разделены географически, но несмотря на многочисленные испытания, связанные с враждебным окружением, они были верны Богу и закону Моисея, исполняли закон и практиковали дела милосердия. Бог был верен этим семьям и поддерживал их в трудностях, особенно, когда послал Архангела Рафаила, который сопровождал и помогал Товии в жизни, пока он не женился на Саре, своей родственнице. Жениться на ней он мог согласно Закону Левирата*.

 

Товия знал, что уже семь мужей Сары умерло в первую брачную ночь. Несмотря на это он доверился Богу, потому что его чувство к Саре было искренним. Вместе с Сарой они просили Бога о милосердии и здоровье.

 

Молитва Товии прославляет Бога, вспоминает сотворение мужчины и женщины, взаимно дополняющих друг друга, чтобы род человеческий мог существовать. Товия оправдывает свою просьбу, подтверждая, что союз с Сарой заключается не по прихоти или нечистым желаниям, но по любви.

 

Сегодня «рассеянные» по миру христиане ощущают давление к тому, чтобы секуляризовать, лишить духовности свои обычаи, чтобы союз мужчины и женщины превратить в что-то временное, лишить супружество святости, которую Бог видел в нём с самого начала. Они отдаляются от модели союза, основанного на на таинстве с Иисусом Христом, который из двоих делает «одно тело», живое отображение своих отношений с Церковью, своим Телом.

 

Товия, который верность Богу делает основой своей любви к Саре, а после основанием для официального союза с ней, показывает нам важность, которую он придаёт таинству брака.

 

На сегодняшний день счастье «продаётся» в различных привлекательных, но мимолётных формах. Крепкое счастливое супружество встречается только в любви, укоренённой в Боге. Товия, который любил Сару и был верным любви Бога, засвидетельствовал о радости союза тех, кто боится Бога. Сегодняшнее христианское супружество, которое выше других удовольствий этого мира ставит сакраментальную любовь, свидетельствует о счастье тех, кто доверился Богу.

 

 

 

*Обычай закона Моисея, согласно которому брат мужа был обязан взять в жены вдову своего брата, чтобы обеспечить продолжение рода, не утратить благ, а также чтобы вдова  была обеспечена.

Вспомогательные тексты

Папа Франциск предлагает нам определённые «секреты», уже известные нам небольшие «правила», чтобы мы каждый день освящались как супруги, родители, работники; как люди, которые живут в современном мире.

Когда будем размышлять над текстом отца Каффареля о совместном возрастании в святости, заметим в нём похожие подсказки супругам для жизни святостью в повседневности.

Каждому христианскому супружеству, строящему свой союз на Христе и на скале, которой является Христос, отец Каффарель предлагает как пример супружество из Назарета. Он утверждает, что это одновременно и пример, и послание надежды. «Если супруги-христиане не будут избегать небесной педагогики, присутствующей в их жизни так, как действовала она в жизни Марии и Иосифа, Бог поведёт их «рукой сильной, плечом распростёртым» прямо к земле обетованной, где Он ждёт их. Супружество будет для них дорогой к святости».

Отец Каффарель в январе 1958 года в послании членам Equipes Notre-Dame в Бразилии настаивал: «мой совет всё тот же: как можно больше мистицизма и как можно больше дисциплины (…). Бразилия нуждается в святых. Каждый из нас ежедневно должен стремиться к христианскому совершенству, к которому призвал нас Христос (…). Вы должны помогать друг другу достичь совершенства».

Также отец Каффарель говорил, что «одним из условий того, чтобы присоединиться к Equipes Notre-Dame, является желание духовного развития, личного и супружеского». Известно, что это трудный путь, поэтому он сразу предупреждал: «это желание может ослабнуть и пропасть в повседневных привычках и рутине. Необходимо поддерживать и обновлять его».

Путь к святости супружества и семьи – это тяжёлый труд, который сосредоточен в десятках теней и лучей каждого дня; это место для проявления любви с утра до вечера, беря на себя и переступая несовершенства свои и других; это действительность, которая меняется всю жизнь, но не изменяется её основание.

 

 

 

Текст папы Франциска:

.

В IV главе «Gaudete et Exsultate» Папа Франциск представляет несколько заметок о святости в современном мире, которые являются «важнейшими проявлениями любви к Богу и ближнему».

а) Стойкость, терпение и кротость

Первым, на что я бы хотел обратить внимание, это прочная сосредоточенность на Боге, Который любит и поддерживает нас. Благодаря этой внутренней стойкости можно терпеть, преодолевать препятствия, жизненное непостоянство, а также агрессию, неверность и недостатки других: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим 8, 31). Это источник мира, который выражается в позиции святого. Благодаря этой внутренней стойкости, в нашем стремительном изменчивом и агрессивном мире, проявляется свидетельство святости посредством терпения и постоянства в добре.

б) Радость и чувство юмора

Сказанное к этому моменту не подразумевает робкого, грустного, кислого или меланхоличного вида или же обессиленного поникшего профиля. Святой способен жить с радостью и чувством юмора. Не теряя связи с реальностью, он озаряет других духом позитива и надежды. Быть христианами – значит испытывать «радость во Святом Духе» (Рим 14, 17), поскольку «необходимым следствием любви к горнему является радость, а каждый любящий испытывает радость от всего, что соединяет его с любимым […]. Поэтому вслед за любовью [в качестве плода] указана «радость».

в) Отвага и рвение

При этом святость – это также паррезия, отвага, евангелизаторский напор, оставляющий след в этом мире. Чтобы это стало возможным, Сам Иисус выходит нам навстречу и со спокойствием и твёрдостью повторяет: «Не бойтесь» (Мк 6, 50). «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28, 20). Эти слова позволяют нам идти и служить, полными отваги, которую Святой Дух порождал в апостолах, побуждая их благовествовать Иисуса Христа. Отвага, энтузиазм, свободная речь, апостольское рвение – всё это включает в себя слово паррезия, слово, которое также используется в Библии для обозначения свободы жизни, открытой для Бога и других людей (ср.: Деян 4, 29; 9, 28; 28, 31; 2 Кор 3, 12; Еф 3, 12; Евр 3, 6; 10, 19).

г) В общине

Возрастание в святости – это путь общины, его следует проходить вместе. Это отражено в некоторых святых общинах. В разные времена Церковь канонизировала целые общины, героически жившие Евангелием или же отдававшие Богу жизни всех своих членов.  (...) Также есть множество святых супружеских пар, в которых каждый супруг был орудием Христа, чтобы другой супруг стал святым. Жизнь или работа вместе с другими – это, несомненно, путь духовного роста. Святой Иоанн Креста говорил одному из своих учеников: «Ты живёшь с другими, «чтобы они созидали и тренировали тебя».

 

Текст отца Каффареля

Совместное возрастание в святости

 

Бог хочет, чтобы прежде всего вы сотрудничали со своим супругом (…). Когда молодая пара принимает счастливое и конструктивное решение поддерживать друг друга духовно, это не роскошь. Это миссия, божественная миссия. В таинстве брака вы становитесь ответственными за возрастание в святости своего супруга, по примеру Христа, который принял образ человека и стал ответственным за спасение человечества.

Одно известное вам слово хорошо определяет взаимную помощь: «служение». Вы слуги не только в день свадьбы, но, в другом смысле, вы являетесь ими каждый день. Слуга – это тот, кто занимается определёнными делами вместо другого человека. А лучше сказать - человек действует от имени другого. В супружестве этим другим является Христос. Муж и жена, Христом вам поручена миссия в отношении вашего супруга. Это дело Христос хочет сделать через Вас и с Вами вместе с тем или той, которую вам доверил. Он хочет дать Себя тем, кто отдаёт себя другим. Он хочет, чтобы каждый принял Его, принимая дар другого.

Поэтому мы не должны бояться слова «служение», давая определение супружеской жизни. Если говориться о священническом служении, то должно говориться и о супружеском служении - единственном, уникальном, незаменимом, полученном от Христа.

Служение - это не только обязанность, в то же время это и сила, и благодать. Обязанность трудиться над возрастанием в святости своего супруга; сила, данная нам Христом на этот труд; а также благодать Христа, который не оставит нас в этом задании.

Вы должны хорошо понять это служение, понять, как вы должны работать над вашим совместным возрастанием в святости. Вы не должны превратиться в двух священников, которые читают проповеди друг другу, всё есть в вашем собственном призвании быть супругом и родителем. Дело не том, что нужно стараться «сделать хорошее» только супругу, но в том, чтобы любить, помогать друг другу, любить детей и ежедневно поддерживать друг друга в функции отца или матери.

 

 

 

 

Рекомендации по подготовке встречи.

Встреча экипы в духе Ecclesia:

Условие шестое: Отвечать Богу

 

Слушать Слово Божье, на также и отвечать Ему, вот шестое условие.

Бог говорит, и, естественно, мы начинаем слушать Его. Только бы мы не стали, как те христиане, которые с первой минуты, как только встанут перед обличием Бога, сразу начинают говорить с Ним. Спрашивается, когда Бог сможет им ответить? На самом деле Бог не говорит с ними.

Давайте сначала послушаем Бога, который говорит, а потом ответим Ему. Ответ человека на Божье слово - это его вера. К сожалению, для нас, жителей западного полушария ХХ века, вера уже не является стремлением всей жизни, прожитой по Божьим заповедям. Вера обращает нас к Богу и отдаёт нас в Его руки. (...)

Я часто спрашиваю себя - являются ли наши встречи настоящими христианскими встречами, и присутствует ли на них Христос, потому что не нахожу ни одной религиозной вибрации в тех высказываниях, которые произносятся вслух. Здесь появляется роль Ответственного и Духовного Наставника в том, чтобы постепенно, слушая Христа, все собравшиеся могли дать Богу достойный ответ.

 

Приветствие и начальная мотивация

 

Начиная нашу седьмую встречу, обратим внимание на предложенную тему - святость, переживаемую в супружестве. На сегодняшний день быть парой, которая стремиться возрастать в святости, значит быть призванными. Миссия, которую мы получаем в таинстве брака; жизнь святостью в супружестве для нас, супружеств ЕНД, - это требования, которые предлагает нам педагогика Движения ЕНД.

 

У того, кто заключил таинство брака, в жизни с супругом и детьми есть ресурс для жизни в святости.

 

 

1. Деление жизнью

 

u  Поговорим в экипе о тех важных событиях, которые произошли за прошедший месяц в жизни Вашего супружества и каждого из вас по отдельности.

 

u  Просто и ясно поделимся тем, что вы предприняли для возрастания в святости вашего супруга?

2. Молитва и размышление над Словом Божьим

Книга Товита 8, 1-9 (см. выше)

3. Литургическая молитва

Респонсорный псалм

 

4. Деление реализацией Конкретных Пунктов Усилий

 

u  Каждый делится с Экипой своим личным переживанием Конкретных Пунктов Усилий в данном месяце.

 

u  Каждая пара говорит о своих Правилах Жизни. Не нужно называть сами Правила Жизни. Расскажите, как они помогли понять, что мы «глина» в Божьих руках, что мы должны постоянно работать в нашей жизни христианской, супружеской, семейной над тем, чтобы достичь совершенства - святости. Такой, как Он от нас ждёт.

 

u  Чтобы в этом месяце добиться большего - особое внимание уделите Правилам жизни, предложите новые или актуализируйте старые, чтобы стали они спасательным кругом и поддержкой в развитии супружеской духовности.

 

 

Отец Каффарель:

 

«Правила Жизни дают вам средство развития и занимают почётное место: прошу вас, приостанавливайтесь на минуту, спустя какое-то время, чтобы установить вашу жизнь под яркое пламя Божьей воли. Чтобы удостовериться, с верностью и благородством, насколько вы верны Ему, и чтобы найти решение, которое позволит вам лучше ответить на это желание».

 

5. Молитва в интенциях.

Предлагаем каждому сформулировать короткую молитву прославления, благодарения или просьбы.

 

6. Обмен мыслями по формационной теме.

Этот момент служит не для того, чтобы озвучить теории о святости. На встрече экипы в форме взаимной помощи поговорим о том, как мы живём или стараемся жить в святости в своей повседневной жизни:

Задумывались ли вы о том, что ваша супружеская и семейная жизнь, исполнение простых повседневных обязанностей может привести вас к святости?

Задумались ли вы о том, что ваше супружество - это в действительности путь к супружеской святости? Это простой или трудный путь?

Молитва о беатификации Слуги Божьего о. Анри Каффареля (Приложение 2)

Магнификат

Послание супругов с миссией (Благословение на конец встречи).

 

 

 ФОТА ГАЛЕРЭІ
Хвала Хрысту!

Зараз 265 госцяў анлайн

Вітаем Вас на старонцы Equipes  Notre-Dame – Суполкі Маці Божай! З’яўляемся беларускім рэгіёнам міжнароднага руху сужэнскай духоўнасці Equipes Notre-Dame, галоўная мэта якога – дапамога хрысціянскім сем’ям найбольш поўна перажываць сакрамэнт сужэнства.

+375333829439, +375293730091