Шестая встреча
Евхаристия - источник святости
Цели:
Понимать, что Евхаристия - это сердце (центр жизни) Костёла.
Заново осознать, что в Евхаристии находится секрет и сила святости.
Понять, что Евхаристия не может быть отделена от повседневной жизни человека, супружества, семьи.
Осознать, что вся наша жизнь должна быть евхаристической.
Общее вступление
5
II Ватиканский собор подтвердил, что Евхаристия является «источником и вершиной всей христианской жизни», связанной с жизнью Христа, которая меняет жизнь человека. «Участвуя в Евхаристической жертве, источнике и вершине всей христианской жизни, они приносят Богу божественную Жертву, а вместе с Нею — и самих себя. Таким образом, и через приношение, и через святое Причастие, не смешанно, но каждый по-своему, все они принимают соответствующее участие в литургическом действии» (Lumen gentium, 11).
Принятие Иисуса в Евхаристии словно «подталкивает» нас в Его сторону, соединяет нас с Ним: «Хто спажывае Маё Цела і п’е Маю Кроў, трывае ўва Мне, а Я ў ім» (Ин 6, 56).
Папа Франциск в одной из катехез о Евхаристии утверждает, что «Подкрепляться Евхаристией – это значит, быть готовым преобразиться и стать тем, что или Кого мы принимаем. Как хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа, так и те, кто с верой их принимает, превращаются в живую Евхаристию». Евхаристия - источник нашей святости.
Причастие является «источником и вершиной всей христианской жизни», потому что «Церковь живёт Христом, сокрытым в Евхаристии, питается и просвещается Им» (Иоанн Павел II, «Ecclesia de Eucharistia»,6). Папа Франциск в свою очередь утверждает, что «в центре жизни Церкви находится Евхаристия, потому что она делает Церковь тем, что она есть».
Синод епископов в рабочем документе указывает на то, что Евхаристия - это источник и вершина жизни и миссии Церкви, т.к. «Церковь живёт в Евхаристии от самого начала. В ней находит причину своего существования, неисчерпаемый источник своей святости, источник милосердия и стимул побуждать людей ожидать приглашения на «брачную вечерю Агнца» (ср. Откр 19, 7-9).
Поэтому «воскресенье является для нас святым днём, который посвящён празднованию Евхаристии, живым присутствием Господа между нами и для нас. Поэтому Месса делает христианское воскресенье! Христианское воскресенье вращается вокруг Мессы. Чем было бы для христианина воскресенье, в котором не было бы встречи с Господом?» (Папа Франциск, Катехеза о Евхаристии, 13.12.2017).
Всё это - Дар и обязанность. Делиться Христом - это благословение, приближаться к Нему - это обязанность. Это правильная логика на пути к святости!
Текст Святого Писания
Першае пасланне да Карынцянаў 11, 23 -26
Я прыняў ад Пана тое, што і вам перадаў, што Пан Езус у тую ноч, калі быў выданы, узяў хлеб, узнёс падзяку, паламаў і сказаў: «Гэта Цела Маё, якое за вас будзе выдана. Гэта чыніце на Маю памяць». Таксама ўзяў пасля вячэры келіх, кажучы: «Гэта ёсць келіх Новага Запавету ў Крыві Маёй. Кожны раз, калі Яго будзеце піць, чыніце гэта на Маю памяць». Кожны раз, калі будзеце есці гэты Хлеб і піць з гэтага келіха, абвяшчайце смерць Пана, пакуль Ён не прыйдзе.
Молитвенное чтение Слова Божьего
Предлагаем каждому отдельно, а также супружеским парам вместе, в течение месяца, опираясь на текс Святого Писания, продвигаться четырьмя этапами чтения Слова Божьего, а именно: Чтением, Размышлением, Молитвой и Созерцанием, согласно со схемой и вопросами, которые находятся в Приложении 1.
Короткое размышление над текстом Святого Писания
n Кожны раз, калі будзеце есці гэты Хлеб і піць з гэтага келіха, абвяшчайце смерць Пана, пакуль Ён не прыйдзе. (1 Кар 11,26)
Христиане Коринфа стали вести себя недостойно: запятнали празднование Вечери Господней изысканными кушаньями и недостойным поведением, что привело к разделению между ними. «Бо кожны бярэцца раней з’есці ўласны спажытак. Так адзін застаецца галодным, а другі п’янее» (1 Кар 11,21). Святой Павел повторяет, что ранее уже учил их, что во время Вечери Господней хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа, как сказал и сделал Иисус Христос накануне своей смерти.
В том же духе писал святой Иоанн Павел II в своей «Энциклике о Евхаристии». Он отмечал ряд проблем, которые встречались во время его понтификата. «В некоторых местах отмечается практически полное пренебрежение поклонением Пресвятым Дарам. В различных условиях церковной жизни множатся злоупотребления, затмевающие прямую веру и католическое Учение о чудесном Таинстве. Порой появляется чрезмерно суженное понимание Евхаристической Тайны. Лишённая своего значения Жертвы, она воспринимается так, как будто её смысл и ценность заключается в братской встрече за совместной трапезой. Более того, нередко оказывается затемнённой необходимость служебного священства, основанного на апостольском преемстве, а сакраментальность Евхаристии сводится лишь к успеху возвещения. Это ведет в ряде мест к появлению экуменических инициатив, которые, вдохновляясь благородными намерениями, одобряют Евхаристические практики, противоречащие Учению, выражающему веру Церкви. В связи со всем этим невозможно не выразить глубокого сожаления. Евхаристия - слишком великий дар, чтобы подвергать его двусмысленности и приуменьшать его значение» (Иоанн Павел II, «Ecclesia de Eucharistia»,10).
Установление Евхаристии является верховным актом миссии Иисуса Христа, когда Он провозглашает близость своей смерти для спасения человечества от грехов: «Гэта Цела Маё, якое за вас будзе выдана» (1 Кар 11,24). «Гэта ёсць келіх Новага Запавету ў Крыві Маёй» (1 Кар 11,25а). Более того, Иисус возвещает своё воскресение, призывая повторять то, что Он сам делает: «Кожны раз, калі Яго будзеце піць, чыніце гэта на Маю памяць» (1 Кар 11,25b). Он призывает до конца времён соблюдать это Таинство, в котором Он становится живым в плоти и крови. «Кожны раз, калі будзеце есці гэты Хлеб і піць з гэтага келіха, абвяшчайце смерць Пана, пакуль Ён не прыйдзе» (1 Кар 11,26).
В Евангелии от святого Луки во время Тайной Вечери Иисус сказал апостолам: «Я вельмі хацеў спажыць гэтую пасху з вамі, перш чым буду цярпець» (Лк 22,15), потому что заканчивал свою миссию на земле. Этой миссией было примирение грешников со святым Богом. Также он заключил новые заветы с человечеством, заветы окончательные, закреплённые Его Кровью.
Это Таинство празднуется христианами с первых дней существования Церкви (ср. Деян 2,42). «Верная повелению Господа, Церковь продолжает в память о Нём, до Его возвращения во славе, совершать то, что Он совершил накануне Страстей» (ККЦ,1333). Благодаря Евхаристии Смерть и Воскресение Иисуса заново становятся реальными. В Евхаристии Сын жертвует себя Отцу благодаря действию Святого Духа. «Все другие таинства, как и все виды церковного служения и апостольские труды, связаны с Евхаристией и устремлены к ней. Ибо Святая Евхаристия содержит в себе всё духовное сокровище Церкви, то есть Самого Христа - нашу Пасху» (ККЦ 1324)
В Евхаристии хлеб и вино - это реальное Тело и Кровь, поэтому Иисус завещает есть «Этот хлеб» и пить «из этой чаши». Он сам подтверждает: «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин 6,55). Мы не можем постичь это разумом. Только вера позволяет принять правду, о которой Иисус говорит в Евангелии от Иоанна (Ин 6,56).
Когда мы принимаем хлеб евхаристический, мы соединяемся с Христом. «Хто спажывае Маё Цела і п’е Маю Кроў, трывае ўва Мне, а Я ў ім» (Ин 6, 56). Евхаристия открывает огромную любовь Бога к нам. В Евхаристии Иисус Христос, Святой Бог, соединяется с нами - грешниками, хочет жить в нас, чтобы мы жили в Нём и стали святыми. В Евхаристии христианин черпает силы на дела милосердия в своей жизни, чтобы исполнить христианскую заповедь: «Новую запаведзь даю вам, каб вы любілі адзін аднаго. Як Я палюбіў вас, так і вы любіце адзін аднаго» (Ин 6,26).
Евхаристия является таинством единства в любви. Св. Августин восклицает: «О Таинство благочестия! О знамение единства! О узы любви!» (ККЦ, 1398). Евхаристия - большая помощь в супружеской жизни, потому что супружество также является Таинством единства и любви. Поэтому в Евхаристии супруги находят полноту любви, благодаря которой супружеская жизнь становится полноценной. Евхаристия освящает и создаёт живой, окончательный и верный союз Бога с людьми. А супруги, живущие в единстве любви и верности, являются свидетелями этого союза. Евхаристия объединяет верников с Христом и братьями, все более укрепляя супругов, которые ищут святости.
Вспомогательные тексты
Приведённые ниже тексты Папы Франциска, св. Иоанна Павла II и отца Каффареля подтверждают, что Евхаристия является центром и основой духовной жизни христианина. Это духовная пища на нашем пути к Богу. Это самое сильное средство нашего освящения, потому что через Евхаристию мы соединяемся со Святым Богом.
В Евхаристии сокрыта тайна святости. Именно союз с Иисусом Христом в Евхаристии склоняет и призывает нас к святости личной, супружеской и семейной, к жизни в общине нашей веры.
Именно поэтому папа Франциск и отец Каффарель настаивают на том, чтобы чаще участвовать в Таинстве Евхаристии, потому что в ней мы находим духовную энергию, в которой нуждаемся как ученики и миссионеры Иисуса Христа для исполнения заповедей любви. Приглашение звучит: давайте станем евхаристическими мужчинами и женщинами.
Также они напоминают нам, что Евхаристия, чтобы она была действительно Евхаристией - не может быть отделена от жизни, от повседневности человека, супружества, семьи. Евхаристия делает так, что мы начинаем жить настоящей жизнью, выходить навстречу нуждающимся, близким. Евхаристия также носит общественный характер. Быть евхаристическим мужчиной или женщиной - это соединиться с Христом и жить так, как Он, среди людей.
Вся жизнь Иисуса была евхаристической, потому что Он исполнил волю Отца, пожертвовав своей жизнью за всех.
Костёл, которым мы все являемся, продолжает евхаристическую миссию Иисуса, которая закончится тогда, когда весь мир станет евхаристическим.
Текст папы Франциска:
.
«Евхаристия предполагает соединение в едином церковном теле. Приобщающийся Тела и Крови Христа не может одновременно оскорблять Его Тело, сея искусительные разделения и унижение среди членов. Следует «рассуждать» о Теле Господа, распознавать его с верой и любовью — как в сакраментальных знаках, так и в общине, иначе человек ест и пьёт осуждение себе (см. 1 Кор 11, 29). Этот библейский отрывок — серьёзное предупреждение семьям, закрывающимся, изолирующимся в собственном комфорте, особенно семьям, безразличным к страданиям бедных, нуждающихся семей. Священнопразднование Евхаристии — неизменный, обращённый к каждому призыв: «испытай себя» (см. 1 Кор 1, 28), чтобы открыть врата своей семьи ради большего общения с теми, кто отвергнут обществом, и поистине принять Таинство евхаристической любви, собирающей нас в единое тело. Нельзя забывать, что «мистика» этого Таинства имеет социальный характер. Причастники, не согласные с призывом открыться неимущим и страждущим, допускающие всевозможные формы разделения, пренебрежения и несправедливости, приступают к Евхаристии недостойно. Семьи же, праведно и регулярно приобщающиеся Святых Даров, укрепляют желание братства, социальное сознание и внимание к нуждающимся» («Amoris Laetitia», 186).
«Община призвана создавать «просвещённое Богом пространство, в котором можно испытать мистическое присутствие воскресшего Господа». Деление Словом и совместное отправление Евхаристии укрепляет наше братство и делает нас святой и миссионерской общиной» («Gaudete et Exsultate», 142).
«Слово Божье ясно призывает нас «стать против козней диавольских» (Еф 6, 11) и «угасить все раскалённые стрелы лукавого» (Еф 6, 16). Это не поэтический оборот речи, поскольку наш путь к святости это непрерывная борьба. Те, кто не хочет признать этого, будут подвержены провалам и посредственности. Для этой борьбы у нас есть мощное оружие, которое даёт нам Господь: вера, которая выражается в молитве, размышления над Словом Божьим, служение Святой Мессы, Евхаристическая адорация, примирение в Таинствах, дела милосердия, жизнь в общине, миссионерское рвение» («Gaudete et Exsultate», 162).
Св. Иоанн Павел II, «Энциклика о Евхаристии», 17 - 20
Через причастие к Своему Телу и Крови Христос даёт нам также Своего Духа. Св. Ефрем пишет: «Он назвал хлеб Своим живым Телом, его же наполнил Он Самим Собою и Своим Духом. И тот, кто его с верой вкушает, вкушает Огонь и Дух. Приимите и ешьте от него все, и вкусите с ним Святого Духа. Истинно и непреложно сие есть Тело Моё, и кто вкушает его, будет жить вечно». В Евхаристическом эпиклесисе Церковь испрашивает этот божественный Дар, корень всех других дарований. Так, в Литургии св. Иоанна Златоуста мы читаем: «Просим и молимся и умоляем; ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на предлежащие дары сии, дабы они были для причащающихся в трезвенность души, в оставление грехов, в общение Святого Твоего Духа». В Римской мессе предстоятель взывает: «Просим Тебя, чтобы, укреплённые Телом и Кровью Сына Твоего, исполненные Духа Его Святого, мы стали единым телом и единым духом во Христе». Так, даруя Свои Тело и Кровь, Христос умножает в нас дар Своего Духа, Который был излит на нас ещё в Крещении и Которым мы были запечатлены в таинстве Миропомазания.
Возглашение, которое произносит собрание после освящения даров, не случайно завершается словами, указывающими на эсхатологическую направленность Евхаристической литургии (ср. 1 Кор 11,26): «Ожидая пришествия Твоего». Евхаристия ведёт человека к конечной цели бытия; дарует предвкушение полноты радости, обещанной Христом (ср. Ин 15,11), предвосхищение Рая, «залог будущей славы». В Евхаристии выражено доверительное чаяние «исполнения блаженного упования и пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа». Тот, кто питает себя Христом в Евхаристии, не должен ожидать, пока получит жизнь вечную свыше: он обладает ею уже на земле, как начатком грядущей полноты, которая относится ко всему существу человека. Действительно, в Евхаристии мы получаем залог телесного воскресения в конце времён; «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день" (Ин 6,54). Гарантия будущего воскресения основывается на том, что плоть Сына Человеческого, данная в пищу, - это Его Преславное Воскресшее Тело. Можно сказать, что с Евхаристией усваивается «секрет» Воскресения, поэтому св. Игнатий Антиохийский справедливо называл Евхаристический Хлеб «снадобьем бессмертия, противоядием от смерти».
Эсхатологическая направленность Евхаристии выражает и скрепляет общение с Небесной Церковью. Неслучайно и в восточных анафорах, и в латинских Евхаристических молитвах всегда с благоговением упоминаются Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, ангелы, апостолы, славные мученики и все святые. Требует внимания ещё один аспект Евхаристии: совершая Жертву Агнца, мы соединяемся с небесной литургией, вливаемся в многоголосный хор, возглашающий: «Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откр 7,10). Воистину, Евхаристия - это частица неба, сходящая на землю, сияние славы Небесного Иерусалима, которое рассеивает мрак нашей истории и освещает наш путь.
Важным следствием эсхатологической направленности Евхаристии является также то, что она даёт импульс нашему странствию в истории, зароняя семя живого упования в повседневные дела, поглощающие каждого из нас. Христианское видение, побуждая нас взирать на «новые небеса» и «новую землю» (ср. Откр 21,1) не ослабляет, но укрепляет наше чувство ответственности за земной миропорядок. Я решительно настаиваю: на заре нового тысячелетия христиане должны ощущать себя более чем когда-либо обязанными не пренебрегать долгом, налагаемым «земным градом». Их обязанность - в свете Евангелия содействовать построению более человечного мира, в полной мере отвечающего замыслу Бога.
Текст отца Каффареля
Хлеб наш насущный.
(...) Люди ХХ века, вы необычайно привилегированны и даже не подозреваете об этом: вы можете принимать Причастие ежедневно(...).
В начале этого столетия прозвучал могучий голос Папы Пия Х (...). Он ясно провозгласил всему Костёлу: «Когда Христос в воскресной молитве велит нам просить хлеба насущного, мы должны понимать, - так учат почти все Отцы Церкви - что речь идёт о хлебе не в значении материальном, а о хлебе евхаристическом, который мы должны принимать ежедневно».
Евхаристия занимает центральное место в жизни христианина, но она не должна быть отделена от других элементов христианской жизни, где одни подготавливают почву, а другие являются её плодом. Позволю себе перечислить три из них, незаменимые по значимости: глубокое познание правды веры, особенно с помощью общения со Словом Божьим; молитва - я имею ввиду молитву размышления (медитацию), а также любовь к ближнему - любовь живую и действенную. Вы скажете: «Бог не знает, Ему неизвестна наша жизнь». Я знаю только то, что нет христианства без смирения. Я знаю некоторых христиан - я это гарантирую - абсолютно нормальных, которые считают, что необходимо заботиться о нуждах духовного организма так же, как и о теле, никогда ими не пренебрегать...
Но я уверен, что настанут прекрасные дни для нашего Христианства, если мы наконец поймём, что Святая Месса и ежедневное Причастие - это нормальная часть нашей жизни, и что, если мы без всякого повода лишим себя этой святой близости, то мы утратим доступ к прекрасному дару божественной любви - Евхаристии.
Тогда мы увидим, как увеличится число призваний - души, наполненные Евхаристией захотят полной самоотдачи. Также мы увидим неожиданный расцвет наших католических движений. А Таинство Брака, движимое Евхаристией, покажет во всей красоте верность и чистоту супружеской святости.
Рекомендации по подготовке встречи.
Встреча экипы в форме Ecclesia:
n Условие пятое: Слушать Христа
Бывает, что в некоторых христианских группах считают, что достаточно того, что есть любовь, что эта любовь и есть христианское милосердие. Но нет! Не будет настоящей христианской встречи, если там не вслушиваются в присутствующего на ней Христа. Любовь, без сомнения, является необходимым условием. Однако необходимо любить, чтобы объединяться, и объединяться, чтобы Его выслушать.
Бог говорит, Христос говорит, что нужно собираться, но также нужно говорить о своих правах, рассказывать свои мысли, чтобы наша вера постепенно расцвела, потому что вера человека - это эхо Божьего Слова. В этом случае священник занимает целиком то место, которое ему предназначено. Он является, как говорили первые ученики, «Слугой Слова». Он является Слугой Слова в той же степени, что и Слугой Евхаристии. Он даёт им Евхаристическое Тело Христа, а также Слово Христа, которое является иной формой проповедования о жизни Христа.
Нельзя слушать Слово, будучи рассеянным. Необходимо слушать Его в прямом твёрдом значении этого слова. Как царь Соломон, который обращался к Богу с такой молитвой: «Господи, соделай, чтобы сердце моё слушало». Слово Божье нужно слушать сердцем. Поэтому во время молитвы в экипе, на наших встречах, так важно время тишины, когда каждое сердце не спеша позволяет проникнуть в себя Слову Божьему. Как земля, которая после после дождя становится плодородной.
Не только молитва, но также и обмен мыслями позволяет нам слушать Слово Божье. На встрече экипы - не является ли обмен идеями чем-то вроде совместного поиска ключевой мысли Бога о великой действительности семьи, общественной жизни и проблемах?
Приветствие и начальная мотивация
Вначале нашей шестой встречи, задумаемся о Евхаристии, которая меняет и делает нас подобными Иисусу Христу, Которого мы в ней принимаем. Благодаря Евхаристии мы становимся более сильными и святыми, она призывает нас к жизни, полной милосердия.
1. Деление жизнью
u Поговорим в экипе о тех важных событиях, которые произошли за прошедший месяц в жизни Вашего супружества и каждого из вас по отдельности.
u Просто и ясно поделимся тем, что означает Евхаристия для Вашего супружества и для каждого из вас по отдельности. Её принятие для вас - это всего лишь исполнение обязанности, или она что-то меняет в вашей жизни?
2. Молитва и размышление над Словом Божьим
Первое Послание к Коринфянам 11, 23 - 26 (см. выше)
3. Литургическая молитва
Респонсорный псалм
4. Деление реализацией Конкретных Пунктов Усилий
u Каждый делится с Экипой своим личным переживанием Конкретных Пунктов Усилий в данном месяце.
u Особенно поделитесь Размышлением над Словом Божьим. Сколько времени ежедневно вы уделяете Размышлению и молитве Словом Божьим?
Отец Каффарель:
«После 20-ти лет своего служения я с уверенностью могу сказать: христианин, который не уделяет 10 - 15 минут своего времени (1/96 часть суток) ежедневному размышлению, которое мы называем внутренней молитвой, навсегда останется на уровне ребёнка, или, что ещё хуже, отступит и уйдёт».
u Вместе (в супружестве) слушайте Христа. Чтобы слушать Христа, можете начать чтением Библии, а после - размышлять. И только после слушания и понимания можете говорить с Богом, говорить спонтанно, показывая Ему свои мысли и чувства с простотой ребёнка.
5. Молитва в интенциях.
Предлагаем каждому сформулировать короткую молитву прославления, благодарения или просьбы.
6. Обмен мыслями по формационной теме.
Этот момент служит не для того, чтобы озвучить теории о Евхаристии. На встрече экипы в форме взаимной помощи поговорим о том, как мы живём или стараемся жить в святости в своей повседневной жизни, начиная от момента принятия Евхаристии:
u Задумывались ли вы когда-нибудь о связи Таинства Евхаристии с Таинством Брака? Как объяснить эту связь?
u Смогли бы вы объяснить личный, церковный и общественный характер Евхаристии?
Молитва о беатификации Слуги Божьего о. Анри Каффареля (Приложение 2)
Магнификат
Послание супругов с миссией (Благословение на конец встречи).