Год 2019-2020. Тэма 4

Четвёртая встреча

враги святости: гностицизм и пелагианство

Цели:

Знать, что благодаря действию Бога мы становимся святыми.

Понимать, что интеллектуальное высокомерие - гностицизм, а также фарисейское величие - пелагианство, являются преградами на пути к святости.

Понимать, что гностицизм и пелагианство - это недостатки, которые могут сбить нас с пути к святости.

Общее вступление

 

Во второй главе апостольского обращения «Gaudete et Exsultate» Папа Франциск пишет о двух подделках святости, которые могут сбить нас с пути: гностицизм* и пелагианство. Он говорит о том, что «эти две ереси возникли в первых веках христианства, но они всё ещё остаются пугающе актуальными»(GE,35)  Далее Папа утверждает: «гностикам свойственно считать, что своими объяснениями они могут сделать совершенно понятной всю веру и всё Евангелие. Они абсолютизируют свои собственные теории и заставляют других подчиняться своим рассуждениям» (GE,39). «Гностицизм – одна из худших идеологий, поскольку она, одновременно необоснованно прославляя знания или определённый опыт, считает своё собственное видение реальности совершенным. Тем самым, возможно, даже не осознавая этого, эта идеология подпитывает саму себя и ещё больше себя ослепляет. (...) Ведь гностицизм «по своей природе стремится приручить тайну», будь то тайна Бога и Его благодати, или тайна жизни других» (GE,40).

Св. Иоанн Павел II, затрагивая проблему гностицизма в энциклике «Fides et ratio», называл и другие духовные опасности, которые не утратили своей актуальности. Объясняя их, в первую очередь обращается к Апостолу Народов: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол 2,8). Как актуально звучат слова Апостола по отношению к различным формам эзотеризма, которые в наши дни распространяются в некоторых кругах верующих, лишённых должного критического чувства. Следуя примеру св. Павла, другие христианские авторы первых веков, особенно св. Ириней и Тертуллиан, критически высказывались о культурной тенденции, пытавшейся подчинить истину Откровения толкованию философов» (FeR, 37).

Катехизис Католической Церкви подтверждает, что святость исходит от Бога и осуществляется благодаря Его милосердию. Это плод и безвозмездный дар, дающийся в жизни Церкви. Это означает, что святость не является плодом собственных усилий. Это не гора, на которую можно взобраться своими силами. Сам Христос начинает и совершенствует святость в каждом человеке, который жаждет её. Именно поэтому святость - сокровище Церкви. Существование святых означает, что Бог действует через них, изменяя их жизнь, а мы можем видеть, к чему это приводит.

 

 

 

* - папа Франциск пишет: «Слава Богу, на протяжении всей истории Церкви всегда было ясно, что совершенство людей измеряется степенью их любви, а не количеством накопленных ими данных и знаний. «Гностики» заблуждаются в этом вопросе, судя других в соответствии с их способностью понимать глубину определённых доктрин. Они представляют себе разум без воплощения; разум, неспособный коснуться страдающей плоти Христа в других; разум, зажатый в энциклопедию абстракций». (GE, 37)

Св. Иоанн Павел II многократно высказывался на тему святости. Он обращался к молодым: «Можно ли сегодня быть святым? Если бы мы должны были рассчитывать только на человеческие силы, тогда, действительно, эта цель была бы не достижима». «Как соль придаёт вкус пище и как свет освещает тьму, так святость наполняет смыслом жизнь, делая её отблеском славы Божьей». А в 2004 году говорил: «Мы все призваны к святости, только святые могут преобразить человечество». Очевидно, что святость - дело непростое, особенно, если кто-то считает, что достичь её можно своими стараниями. Святой Папа так объяснял это: «Святость кажется трудной целью, достичь которую могут лишь исключительные люди. Или те, кто полностью отрешился от жизни и данной культурной эпохи. В действительности святость - это дар и задание, укоренённое в крещении и миропомазании, данное всем членам Церкви в каждую эпоху. Это дар и задание как для светских, так и для монашествующих и священников; как в сфере личной жизни, так и публичной деятельности; как для отдельной личности, так и для семей и общин».

Отсюда следует, что на пути к святости необходимо иметь ввиду те опасности, о которых говорят Папы - гностицизм и пелагианство*. Это угроза всеобщему призванию к святости. В современном мире они различными способами предлагают старую ложь, скрывая или отвергая необходимость благодати Иисуса Христа, или пренебрегая её ценностью.

Завершая вторую главу, Папа Франциск просит Бога «освободить Церковь от новых форм гностицизма и пелагианства, которые усложняют её и останавливают на пути к святости» (GE,62).

На пути к святости необходимо побороть множество грехов. Первенство благодати помогает нам в ежедневной борьбе с высокомерием и величием, потому что нет святости без действия Бога и духовной борьбы.

 

 

* - Пелагий видел роль Иисуса Христа как «подающего хороший пример». Подражая Ему, человек должен был сам очиститься от греха и самостоятельно достичь спасения. Он отверг существование предопределения** и утверждал, что каждый может быть спасён своими собственными силами, а благодать Божья, по его мнению, не является абсолютно необходимой для спасения. Она носит характер помощи, которую человек получает, исходя из своих заслуг. Пелагианство развилось благодаря ученикам Пелагия - Целестию и Юлиану Экланскому. Решительным противником этого течения был св. Августин Гиппонский. Пелагианство было осуждено на двух Локальных Синодах в Южной Африке (Карфагенские синоды 411г. и 418г.) и окончательно признано ересью на Эфесском Соборе в 431 году.

** - Иоанн Павел II: «Эти слова существенным и достоверным образом разъясняют, в чём состоит то, что на языке христианства мы называем „предопределением“ или „предназначением“ (лат. praedestinatio)». В понятии «предназначение» акцент переносится на призыв Бога к спасению. Призыв, который может остаться без ответа со стороны человека. Тем самым подчёркивается свободная воля человека в определении своей вечной участи. Св. Августин предопределение объяснял так: «Бог предопределил неспособных уверовать грешников к тому, чтобы дать им веру и тем самым спасти их».

Текст Святого Писания

Евангелле паводле Мацвея 23, 13-15.23-28

Гора вам, кніжнікі і фарысеі, крывадушнікі, таму што зачыняеце Валадарства Нябеснае перад людзьмі! Бо самі не ўваходзіце і, калі ўваходзяць іншыя, не пускаеце іх.

 

Гора вам, кніжнікі і фарысеі, крывадушнікі, таму што абыходзіце мора і сушу, каб прыдбаць хоць аднаго новага верніка. Калі ж гэта здараецца, робіце яго сынам геены, удвая горшым, чым вы самі!

 

Гора вам, кніжнікі і фарысеі, крывадушнікі, таму што даяце дзесяціну з мяты, анісу і кмену, але абмінаеце тое, што важнейшае ў Законе: правасуддзе, міласэрнасць і веру! Гэта трэба было рабіць і таго не абмінаць. Сляпыя павадыры, якія адцэджваеце камара, а праглынаеце вярблюда.

 

Гора вам, кніжнікі і фарысеі, крывадушнікі, таму што звонку ачышчаеце кубак і місу, а ўнутры яны поўныя драпежнасці і нястрыманасці! Сляпы фарысей, спачатку ачысці кубак унутры, каб ён стаў чыстым і звонку.

 

Гора вам, кніжнікі і фарысеі, крывадушнікі, бо вы падобныя да пабеленых пахавальняў, якія звонку здаюцца прыгожымі, але ўнутры поўныя касцей нябожчыкаў і ўсялякай нячыстасці! Так і вы звонку здаяцеся людзям справядлівымі, але ўнутры поўныя крывадушша і беззаконня.

Молитвенное чтение Слова Божьего

Предлагаем каждому отдельно, а также супружеским парам вместе, в течение месяца, опираясь на текс Святого Писания, продвигаться четырьмя этапами чтения Слова Божьего, а именно: Чтением, Размышлением, Молитвой и Созерцанием, согласно со схемой и вопросами, которые находятся в Приложении 1.

Короткое размышление над текстом Святого Писания

Много раз Иисус встречался с книжниками и фарисеями. Им не нравились его дела и учение в защиту убогих и больных, особенно оздоровления в субботу. Они специализировались на изучении Святого Писания и считали себя совершенными исследователями.

 

В тексте Слова Божьего, предложенного для размышления на этой встрече, Иисус обращается непосредственно к обеим группам, говоря: «Горе». Делает это, потому что они, как духовные лидеры, не позволяли людям практиковать истинную религию, из-за чего она становилась скорее обременительной, чем поводом для прославления Бога.

 

Ещё хуже, что эти лидеры навязывали для исполнения преувеличенные законы и правила, как будто святость зависела только от них. Они «по-своему интерпретировали Божьи заповеди, особенно самые важные - возлюби Бога превыше всего, а ближнего, как себя самого».

 

Есть такие люди, которые воспринимают религию очень духовно, не обращая внимания на людей. А ведь «Паколькі дзеці маюць удзел у целе і крыві, таму ў іх падобным чынам прыняў удзел таксама Езус, каб праз смерць нізрынуць таго, хто мае ўладу над смерцю, гэта значыць, д’ябла, каб збавіць тых, хто ўсё жыццё быў зняволены страхам перад смерцю. Бо, сапраўды, Ён дапамагае не анёлам, а патомству Абрагама» (Гбр 2, 14-16). Люди нескромные или поддельно скромные утверждают, основываясь только на знаниях, что они открывают тайну Бога. Им кажется, что таким образом они будут спасены, забывая при этом о милосердной любви и смиренной молитве. Они считают себя лучше других. Тем самым противоречат простоте Евангелия.

 

Другим фактором, который делает невозможным истинное переживание религии, является уверенность в том, что спасение зависит исключительно от желания человека. Если нам кажется, что достаточно лишь усилия человека, то мы забываем о роли благодати милосердного Бога и человеческих слабостях. Такое расположение полно гордыни и похоже на расположение фарисеев, которые навязывали людям строгое соблюдение религиозных правил, как будто спасение давалось силой закона, а не происходило от Бога.

 

Христианин, конечно же, должен стараться лучше узнать свою религию и прилагать усилия на пути к собственной святости, вместе с тем смиренно признавая непостижимую тайну благодати Бога - Единственного, Кто может спасти и освятить человека.

Вспомогательные тексты

Папа Франциск в своих проповедях часто ссылается на две тенденции, которые напоминают две древние ереси - гностицизм и пелагианство.

Папа утверждает: «В наши дни процветает неопелагианство, согласно которому радикально автономный индивидуум претендует на самоспасение, не признавая свою зависимость от Бога и от других людей. Таким образом, спасение поручено самому человеку и структурам исключительно человеческим, неспособным принять новизны Святого Духа. С другой стороны, современный неогностицизм утверждает, что спасение является внутренним, субъективным и заключается в возвышении интеллекта над плотью Иисуса, к тайнам безымянного божества. Он ведёт к освобождению человека от тела и материального мира, в котором уже нет следов руки Творца, но есть лишь действительность, лишённая смысла, в которой человек не принимается во внимание, которой можно манипулировать, исходя из своих интересов» (Послание конгрегации вероучения о некоторых аспектах христианского спасения «Placuit Deo», 16.02.18)

В одной из статей о. Каффарель пишет о том, что супругам Equipes Notre-Dame абсолютно необходима аскеза. Для того, чтобы избежать фарисейства, он советует супружеским парам сделать молитву центральным пунктом своей жизни. В тоже время в отношении Движения подчёркивал: «религиозная встреча, которая не является школой молитвы, это не что иное, как фабрика фарисейства».

Тексты папы Франциска:

.

«Даже сегодня сердца многих христиан – возможно, этого не осознающих, – позволяют соблазнять себя этим обманчивым идеям». (GE,35)

 

Современный гностицизм

 

«Гностицизм предполагает «замкнутую в субъективизме веру, когда человека интересует лишь определённый опыт или набор идей и знаний, которые вроде бы должны ободрять и просвещать, но в итоге запирают субъект в тюрьму имманентности собственного разума и чувств». (GE,36)

а) Разум без Бога и плоти

«Слава Богу, на протяжении всей истории Церкви всегда было ясно, что совершенство людей измеряется степенью их любви, а не количеством накопленных ими данных и знаний. «Гностики» заблуждаются в этом вопросе, судя других в соответствии с их способностью понимать глубину определённых доктрин. Они представляют себе разум без воплощения; разум, неспособный коснуться страдающей плоти Христа в других; разум, зажатый в энциклопедию абстракций. Развоплощая тайну, они в итоге предпочитают «Бога без Христа, Христа без Церкви, и Церковь без народа». (GE,37)

б)  Доктрина без тайны

«Гностицизм – одна из худших идеологий, поскольку она, одновременно необоснованно прославляя знания или определённый опыт, считает своё собственное видение реальности совершенным. Тем самым, возможно, даже не осознавая этого, эта идеология подпитывает саму себя и ещё больше себя ослепляет. Иногда она становится особенно обманчивой – когда маскируется под развоплощённую духовность. Ведь гностицизм «по своей природе стремится приручить тайну», будь то тайна Бога и Его благодати, или тайна жизни других». (GE,40)

в) Пределы разума

«Часто возникает опасное заблуждение: считать, что если мы знаем что-то или можем объяснить что-то определённой логикой, мы уже святые, совершенные и лучшие, чем «невежественная масса». Всех тех, кто в Церкви обладает возможностью получения более глубокого образования, святой Иоанн Павел II предупреждает об искушении развить «определённое чувство превосходства по отношению к другим верным». Но в действительности то, что мы считаем известным для себя, всегда должно служить мотивацией для лучшего ответа на Божью любовь, поскольку «учатся для того, чтобы жить: богословие и святость – это неразделимый бином» (GE,45)

 

Современное пелагианство

«Гностицизм привёл ещё к одной старой ереси, которая жива и сегодня. Со временем многие начали замечать, что не знание делает нас лучшими или святыми, а жизнь, которую мы ведём. Проблема же заключается в том, что подобное мышление едва заметно деградировало, и в итоге заблуждение гностиков просто трансформировалось и не было преодолено». (GE,47)

 

а) Воля без смирения

«Люди, отвечающие такой пелагианской или полупелагианской ментальности, хотя и говорят в своих приторных речах о благодати Божьей, «в глубине полагаются только на свои собственные силы, и ощущают превосходство по отношению к другим из-за того, что соблюдают определённые нормы или же из-за того, что они непоколебимо верны определённому католическому стилю». Когда некоторые из них, обращаясь к слабым, говорят им, что с Божьей благодатью всё возможно, в сущности, они обычно передают идею, что всё возможно благодаря человеческой воле, словно бы она была чем-то чистым, совершенным, всемогущим, к чему добавляется благодать. Они пытаются игнорировать то, что «не все всё могут», и что в этой жизни человеческие слабости не излечиваются благодатью полностью. В любом случае, как учил святой Августин, Бог призывает Вас делать то, что Вы можете и просить о том, чего Вы не можете, например, смиренно говоря Господу: «дай мне, что повелишь, и повели, что хочешь» (GE,49)

б) Часто забываемое учение Церкви

«Только на основе Божьего дара, свободно и смиренно принимаемого, мы можем содействовать Богу своими силами, позволяя постепенно преобразовывать себя. Прежде всего – принадлежность Богу. Мы должны посвятить себя Ему, предваряющему нас; вверить Ему наши способности, наши усилия, нашу борьбу со злом и нашу креативность, чтобы Его безвозмездный дар рос и развивался в нас: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего».  (Рим 12, 1). В этом отношении Церковь всегда учила, что только любовь делает возможным возрастание в жизни благодати, поскольку если я «не имею любви, – то я ничто» (1 Кор 13, 2) (GE,56).

в) Новые пелагиане

«Всё ещё есть христиане, которые упорно стремятся следовать другому пути: пути оправдания собственными силами, поклонения человеческой воле и собственным способностям, что приводит к эгоцентричному и элитистскому самодовольству, лишённому истинной любви. Это находит своё выражение в различных и на вид несвязанных позициях: одержимости законом, страстном желании демонстрировать социальные и политические достижения, показной заботе о литургии, вероучении и престиже Церкви, тщеславии, связанном с умением решать практические вопросы или с увлечением программами самопомощи и самореализации. Некоторые христиане тратят на это свои силы и своё время, вместо того, чтобы позволить Духу вести себя путём любви, проникнуться горячим желанием передавать другим красоту и радость Евангелия и искать потерянных среди огромных толп, жаждущих Христа» (GE,57).

 

г) Резюмирование Закона

«Чтобы избежать этого, нужно чаще напоминать о том, что существует иерархия добродетелей, которая призывает нас искать сущностное. Примат принадлежит богословским добродетелям, предметом и причиной которых является Бог. В центре же их находится любовь. Святой Павел говорит, что то, что действительно имеет значение, так это «вера, действующая любовью» (Гал 5, 6). Мы призваны внимательно заботиться о любви, «ибо любящий другого исполнил закон. [...] Итак, любовь есть исполнение закона» (Рим 13, 8. 10). «Ибо весь закон в одном слове заключается: „люби ближнего твоего, как самого себя”» (Гал 5, 14). (GE,60)

 

Текст отца Каффареля.

 

Опасность

Чем опасно вступление в Equipes Notre-Dame?

Когда у нас ещё не было Карты, экипам угрожала опасность, подобно как и другим Движениям, в которых мистицизм не основывался на обязательствах (Конкретных Пунктах Усилий): дух загорался в огне мистицизма, но жизнь никак не менялась. На сегодняшний день благодаря Карте члены экип имеют большую поддержку в виде обязанностей, изложенных в Конкретных Пунктах Усилий. Но обратите внимание на другую опасность: лишить Конкретные Пункты Усилий их духа. Абсолютно необходимо обращать внимание, чтобы их исполнение не стало самоцелью, идеалом, высшим достижением, из-за чего члены экип могут подумать, что христианское совершенство заключается в исполнении требований Карты. Они будут считать себя совершенными и сладко засыпать от смеси личного удовлетворения и чистой совести...

 

Недавно я получил письмо, которое подтверждает, что эта опасность не является всего лишь иллюзией. Письмо я получил от семейной пары, известной своей духовностью и человечностью. Вот что они написали: «После стольких лет мы оставляем нашу экипу. Мы задыхались. Нам казалось, что мы живём в мире, замкнутом на своих маленьких проблемах, в мире, который не хотел видеть настоящих нужд евангельского идеала. Соблюдение Карты временами было не более чем маской лицемерия, с помощью которой каждый легко становился довольным собой и закрывал глаза и уши на все проблемы современного общества».

 

То же самое я пережил когда-то в путешествии, выслушав критику на одну из экип - её обвиняли в закрытости, в том, что она представляет собой «клан справедливых» и «секту чистых». Я знаю, что большинство экип не заслуживают критики. Однако даже сейчас я, не переставая, задаю себе этот мучительный вопрос - наши экипы воспитывают христиан или производят фарисеев?

 

Цель экип - христианская жизнь во всей красоте, так, как об этом написано на первой странице Карты (Устава): «Таму будзьце дасканалымі, як дасканалы Айцец ваш Нябесны» (Мц 5,48).

Рекомендации по подготовке встречи.

Встреча экипы в форме Ecclesia:

Условие Третье: Встреча во имя Христа

 

Обратите внимание, что говорит наш Господь. Он не говорит: «когда вы вдвоём или втроём, Я среди вас», но подчёркивает: «ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф 18,20). Это очень важно. Созванные Богом, мы отвечаем на Его призыв, мы здесь во имя Его.

 

Следовательно, если мы идём на встречу по причине симпатии или дружбы, то мы идём не во имя Христа. Таким образом, экипы, которые были созданы из супружеств не знакомых прежде, имеют преимущество. Потому что это даёт им прекрасную возможность развить в себе желание встречи с Христом в общине супружеских пар. Однако спустя несколько лет отношения становятся более тесными, переходят в дружбу. Это может быть как ещё одним преимуществом, так и опасностью на пути их духовного развития. Потому что они могут встречаться не во имя Христа. Тогда наш Небесный Учитель не может действовать во всей полноте. Следовательно, необходимо очищение   мотивации. Большая роль в этом принадлежит духовному наставнику и ответственной паре.

Приветствие и начальная мотивация

Наша четвёртая встреча касается двух старых ересей, которые до сих пор являются преградами на пути к святости - гностицизма и пелагианства.

 

«Даже сегодня сердца многих христиан – возможно, этого не осознающих, – позволяют соблазнять себя этим обманчивым идеям». Это касается также и супругов, состоящих в экипах. В пелагианстве человек ищет спасения собственными силами (возможно чересчур полагаясь на собственную стратегию и замыслы), забывая о том, что спасение зависит только от Бога, и что человек постоянно нуждается в Его помощи. В гностицизме спасение становится чем-то «внутренним, субъективным, где интеллект возвышается над плотью Христа».

 

Мы должны признать, что Иисус является Спасителем. Он не ограничился лишь тем, что показал нам дорогу к Богу, которую мы можем пройти сами, слушая Его слова и следуя Его примеру. Чтобы открыть нам дверь ко спасению, Христос Сам стал Дорогой.

1. Деление жизнью

Поговорим в экипе о тех важных событиях, которые произошли за прошедший месяц в жизни Вашего супружества и каждого из вас по отдельности.

Просто и ясно поделимся теми событиями, актуальными на сегодняшний день или из прошлого, в которых есть или были признаки этих «коварных врагов святости».

2. Молитва и размышление над Словом Божьим

Евангелие от Матфея 23, 13-15.23-28 (см. выше)

3. Литургическая молитва

Респонсорный псалм

 

4. Деление реализацией Конкретных Пунктов Усилий

 

Практика Конкретных Пунктов Усилий, исполняемая как формальность или как обязанность, не гарантирует святости супружеской пары. Обязательной является настоящая включённость супружеской пары в то, что предлагает Движение, чтобы они могли становиться настоящими свидетелями супружеской и семейной жизни.

Можно поделиться с остальными участниками экипы тем, что означало для меня исполнение Конкретных Пунктов Усилий в прошедшем месяце.

 

В этом месяце каждому супружеству необходимо уделить особое внимание Обязанности «Сядем вместе».

 

Отец Каффарель говорит:

 

«В жизнь супругов, которые не находят времени на то, чтобы остановиться, задуматься, часто закрадывается и незаметно начинает царить беспорядок -  материальный и моральный: рутина завладевает совместной молитвой, едой и всеми семейными ритуалами; воспитание ограничивается более или менее нервными реакциями родителей; союз начинает разваливаться, можно увидеть много и других недостатков. И не только у молодых супругов, которые пока только притираются друг к другу, но также и в супружествах, которые считаются стабильными и компетентными, но только.... теоретически».

 

5. Молитва в интенциях.

Предлагаем каждому сформулировать короткую молитву прославления, благодарения или просьбы.

 

6. Обмен мыслями по формационной теме.

Этот момент служит не для того, чтобы озвучить теории о святости. Давайте на встрече экипы в форме взаимной помощи поговорим о том, как мы живём или стараемся жить в святости в своей повседневной жизни.

Знали ли вы, что такое пелагианство? Сейчас, когда уже знаете, задумайтесь, проявляется ли у вас склонность искать святость, полагаясь больше на усилия, чем на Благодать?

Как мы можем ответственно служить Костёлу и Движению, практикуя смирение?

Знали ли вы, что такое гностицизм? Сейчас, когда уже знаете, задумайтесь, не ставите ли вы правила и принципы выше заповедей любви милосердного Бога?

Как можно пользоваться мышлением и нашими знаниями, чтобы понимать и анализировать, и при этом не считать себя «господином правды»?

Молитва о беатификации Слуги Божьего о. Анри Каффареля (Приложение 2)

Магнификат

Послание супругов с миссией. (Благословение на конец встречи)

 

 

Версія Word

 

 

 ФОТА ГАЛЕРЭІ
Хвала Хрысту!

Зараз 255 госцяў анлайн

Вітаем Вас на старонцы Equipes  Notre-Dame – Суполкі Маці Божай! З’яўляемся беларускім рэгіёнам міжнароднага руху сужэнскай духоўнасці Equipes Notre-Dame, галоўная мэта якога – дапамога хрысціянскім сем’ям найбольш поўна перажываць сакрамэнт сужэнства.

+375333829439, +375293730091