Год 2018-2019. Тэма 3

Кризис – шанс к обращению

1. Слушание  Божьего Слова

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. (Лк 15,14-16)

Размышление

Блудный сын не пользовался своим имением таким образом, чтобы его приумножить. Не будучи дальновидным, не готовился к трудным временам. А потому потратил все, что имел. Ситуацию ухудшил начавшийся в тех местах голод. Из-за того, что положение  его стало очень трудным, жизнь его подверглась коренным изменениям: после достатка наступил голод, вероятная радость переменилась в грусть. В его жизни наступил глубокий кризис. Ему не хватало даже на еду. Он потерял всё.

Что-то подобное может произойти и в нашей жизни.  Когда нам кажется, что все складывается хорошо, тогда мы можем сделать вывод, что Бог нам не нужен, что мы сами в состоянии со всем справиться. Если для фундамента своей жизни мы используем песок вместо камня (Мф 7,24-27), то однозначно, что, при появлении каких-либо трудностей, в нашей жизни наступит крах, несчастье и кризис.

Так  и наш герой – начинает своё странствие в мире невзгод, претерпевая голод, насмешки, плохое отношение. Становится в положение, которое для еврея является унизительным – занимается свиньями, животными нечистыми и пренебрегаемыми. А относились к ним и кормили их лучше, чем его самого. Какой позор!

Случалось ли с нами что-то подобное, когда мы отдалялись от Бога? Не помогали нашим ближним, своему супругу, семье, друзьям, коллегам на работе? Может быть, мы были несправедливы по отношению к ним, и это привело нас к мукам совести, к ощущению утраченного собственного достоинства и уважения к себе?

2. Презентация раздела и темы для размышлений.

Цель данного раздела – помочь нам понять, что кризисы, которые касаются наших жизненных планов: личных и семейных; кризисы, которые рождают в нас страх, тревогу и страдание – происходят часто. С их помощью мы можем переосмыслить, оценить и направить нашу жизнь к Богу, а также к отношениям с ближними.

Однозначно, что страдание входит в планы Бога. Такова реальность, хоть и трудно нам это понять. Верно и то, что Бог не причастен к страданиям своих творений. Но допускает их, потому что со времени первородного греха, оно является частью жизни человека.

Фактом является то, что кризис – это ситуация сложная, неожиданная или ожидаемая, которая угрожает развитию определённого процесса, а также оказывает влияние на человека. Кризисы неизбежны и болезненны в жизни каждого человека, в жизни каждой семьи.

Можно описать три реакции на кризис. Первая - это попытка противостоять ему, когда мы видим, что он приближается. Вторая - это то, как мы воспринимаем кризис, когда он случается. А третья - увидеть позитивные моменты в полученном уроке.

В первом случае успех будет зависеть от того, сумеем ли мы заранее предвидеть приближение кризиса. Это как вакцинация в медицине. В семейных отношениях это означает умение распознать, есть ли сейчас какая-то проблема. Ключевой момент - уделить внимание данной проблеме, пока она не увеличилась.

Что касается второго случая, то в нашей супружеской жизни появляются обстоятельства, которые почти неизбежно приводят к кризису. Некоторые появятся вследствие хода семейной жизни: супружеских обязанностей, традиций и обычаев в семье супруга, рождения детей, школьного обучения, созревания, выбора профессии, обручения и супружества, и до «пустого гнезда», старости и вдовства.

Кроме того существуют и другие непредвиденные поводы для кризиса, например: измена, развод, безработица, инвалидность, преждевременная смерть, насилие, зависимость и т.д.

Также стать поводом для кризиса в нашей семье может ухудшение общественной и культурной обстановки, которая нас окружает, и которая постоянно подвержена сильным атакам, связанным с лёгкостью получения развода, с абортами, гендерной идеологией, легализацией гомосексуальных союзов, отсутствием свободы относительно обучения детей и т.д.

Нашим поступкам всегда должен сопутствовать взгляд, обращённый к Богу, упование на Его безграничное милосердие. Попросим Его укрепить нас, чтобы любую ситуацию мы могли принять спокойно. Чтобы, не отчаиваясь, приспосабливались к  тому, что приходит, и принимали соответствующие меры. В тех ситуациях, когда не находится мгновенного решения, или вообще нет выхода, необходимо понять и принять действительность, попробовать что-то изменить, стараться сохранить единство семьи. Очень важным здесь является взаимная поддержка, поиск профессиональной помощи, а также и в экипе,  среди друзей и семьи. Никогда не будем терять надежды.

В последнем, третьем случае, мы можем стараться извлечь пользу от кризиса, что всегда не просто. Однако относится к кризису стоит как к возможности для возрастания и развития. Это облегчит нам поиск средств, для его разрешения.  Часто обнаруживаются тогда скрытые способности и ресурсы. Укрепляются взаимоотношения. Мы становимся свидетельством для других людей, оказавшихся в похожей ситуации.

Для лучшего понимания третьего случая, приведём несколько мыслей из книги о. Ф. Дайчера «Размышления о вере», на которую также ссылаемся в части «Дополнительная рекомендуемая литература»:

«Бог хочет, чтобы на все ситуации, которые мы переживаем, в особенности же на ситуации трудные, мы смотрели глазами веры. В притче о талантах Иисус предостерегает нас, чтобы мы не замыкались на познании Бога, исходящем из веры (...)»

«Талант — это не только наличие, но и отсутствие чего-либо. С точки зрения веры, талантом является, например, здоровье человека. Но болезнь тоже является талантом. Иисус в каждом конкретном случае задаёт тебе вопрос: «Что ты делаешь со своим талантом?» Ибо растратить попусту можно и здоровье и — в ещё большей мере — отсутствие здоровья. А ведь все является даром. Талант — это дар».

«Человек веры не может не замечать глубинного смысла своих переживаний, и уже сами поиски этого смысла становятся неким оборотом данного тебе капитала. Если ты испытываешь страх, например, боишься страданий или смерти — это тоже твой шанс».

«Если определённые ситуации требуют от тебя напряжения, это означает, что в них, словно алмаз под пеплом, скрыт твой талант. Что ты с ним сделаешь, как им распорядишься? Ведь все призвано служить твоему освящению. В этом смысле все является благодатью. Страдание, которое тебя угнетает, и различные неблагоприятные обстоятельства — все это составляет целый комплекс талантов. Однако мы очень часто живём, словно слепцы или малые дети, не понимающие многих вещей».

«Таланты можно разделить на более ценные и менее ценные. Если у тебя что-то получается, тебе что-то удалось — это, несомненно, талант, но если у тебя ничего не выходит — это дар гораздо более драгоценный».

«Ты должен иначе взглянуть на свою жизнь, должен научиться смотреть на неё глазами веры. Лишь тогда ты увидишь, что Бог непрерывно одаряет тебя, что вся твоя жизнь является своеобразной чередой сокровенных шансов, непрерывного внутреннего преображения. Ты увидишь, что благодатью является все».

«Боль - это  мегафон Бога, предназначенный для пробуждения оглохшего мира» (К.С. Льюис)

3. Тексты для размышлений.

Проповедь отца Каффареля на притчу о блудном сыне «lenfant prodigue»

Часть III

Он потратил всё в течение нескольких недель, месяцев. В состоянии эйфории  свободы промотал все своё состояние. У него не было уже никаких ограничений! «Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться». Люди стали жить на свои сбережения, а у него уже не было ничего. Что он делает? Без труда можем себе это представить. Он идёт и стучит в двери к своим весёлым приятелям. Двери чуть-чуть приоткрываются. Они узнают его. Знают, что у него нет ни гроша. Нет денег - нет друзей. Двери закрываются. Так было и в первый раз, и во второй, и в третий, пока он не понял. Однако, нужно было что-то кушать. Так как сам он был земледельцем, то принял решение наняться на работу на ближайшее поле:  как сезонный рабочий, как слуга, как наёмник.

Покинув город, он приехал в деревню и нанялся к одному из местных жителей. Наш юноша, который так гордился своей независимостью, который к тому же происходит из хорошей семьи, начинает выполнять самые унизительные работы. Его наниматель, которому вряд ли нужен был ещё один работник, скорее всего принял его к себе из жалости. А потом отправил на поле пасти свиней. Тут я хотел бы ещё раз обратить внимание на лаконичность речи Христа. Упоминание о свиньях не вызывает большого интереса. Так почему именно свиней, а не коз? Не овечек? Не барашков? В использовании именно этой формулировки кроется определённый замысел Иисуса. Нужно знать, что для евреев, свинья - нечистое животное. Они не едят свинину. Поэтому, пасти свиней для них -  это величайшее бесчестье. Быть пастухом для еврея - это также большой позор, потому что у пастухов не было возможности придерживаться закона, особенно соблюдения Шаббата. Потому что животных нужно поить и кормить независимо от Шаббата. Поэтому только лишь быть пастухом - это уже унизительно, а пасти свиней, это гораздо хуже! Тем самым Христос хочет показать нам, что то жгучее желание независимости закончилось самым отвратительным порабощением.

Далее в Евангелии читаем: «Он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (рожки - это стручки рожкового дерева, разновидность корма для скота). Заметьте, с какой прямотой изъясняется Христос. Мне вспоминается впечатление одной матери, которая неделю назад была здесь на молитве и сказала: «Отец, вы абсолютно правы, подчёркивая, что Христос - не приукрашивает. Когда я жила в пансионе у монахинь, ни в коем случае нельзя было сказать, что у кого-то болит живот. Нужно было говорить, что болит под фартуком.  В речи Христа однозначно больше свободы слова. В ней нет фальши».

У младшего сына нет даже права поесть то, что едят свиньи. Дошло до того, что наш юноша, когда-то имевший  достаток и хорошую семью, стал завидовать свиньям. Он точно не осмелился бы собственной рукой зачерпнуть из корыта для свиней. Это было ему отвратительно. Поэтому он попросил рожков у своего нанимателя, который однако ему отказал. Свиньи должны быть толстые и жирные - вот основное, самое большое желание владельца. Тот факт, что его наёмник худой, как велосипедная спица, его особо не волновал. Его работник не заслужил рожков.

Свидетельство Бьянки и Антонио

Часть III

По мере того, как наш сын использовал свои дары для того чтобы жить за счёт других, а те, кто ему помогал, начинали во всем этом разбираться, у нашего сына появились проблемы в личных отношениях, он начал терять чувство собственного достоинства. Он стал больше пить, больше употреблять наркотики. Он стал ещё более безответственным. Все это продолжалось до тех пор, пока однажды ночью несколько человек его не избили. И такой - очень сильно избытый - он появился дома. Тогда он согласился пойти в реабилитационный центр. К сожалению, это не помогло. После коротких промежутков, когда он старался избегать наркотиков, он возвращался к тому, что было раньше. Появлялись проблемы, он соглашался на новую терапию, чтобы повторить курс лечения, но с каждым разом ситуация становилась все сложнее.

Так продолжалось десять лет, пока однажды он не оказался на неподобающей  вечеринке в дурной компании. Его обвинили в преступлении, которое он  не совершал.  Из-за своего прошлого, он стал главным подозреваемым.

Бьянка. Бог слышал наши молитвы  и поочерёдно посылал нам свою благодать в виде сверхъестественных сил. Когда один из нас ослабевал эмоционально или духовно, не чувствовал в себе сил, чтобы справиться  с новым эпизодом в деле спасения  и лечения сына, тогда другой брал ситуацию в свои руки и занимался проблемой: спокойно, отважно, решительно. Это был труд, который нас сплотил. В нас появилось взаимное восхищение и благодарность.

Антонио. То время было испытанием для всей семьи. Наши остальные дети, каждый по-своему, пытались приспособиться к ситуации, видя, как их старший брат совершает одну ошибку за другой.  Они прошли через немало трудностей, переживая внутренний гнев, постоянные претензии, раздражённые возвращением брата домой, стыдясь и избегая его в публичных местах. Они испытывали сильную боль и печаль, видя, как брат уходит. А потом - возвращается, и снова уходит, и опять возвращается. Они видели своих родителей в бесконечной борьбе.

Вместе. С другой стороны мы учились глубже переживать любовь в нашей семье, понимая, что она больше нашей проблемы. Все мы, как родители, так и братья и сестры, из-за нашего сына пережили кризисную ситуацию с участием насилия и полного истощения всяких сил. Но несмотря на это мы видели, что он чувствует, как сильно мы его любим вопреки его поведению, зависимости, брошенной учёбы. Бог, и только Он, помог нам избежать созависимости, которая осложнила бы оценку ситуации. Бог давал нам силы, чтобы мы не были зависимы от болезни сына.

Свидетельство Марио и Марицы.

Часть III

Марио. Моя жизнь становилась трудной и грустной. Начиная от отношений с женой, у которой было очень много забот, претензий, непонимания. К этому добавилась горечь от утраты моих дочерей, потому что две старшие дочери не разговаривали со мной, не хотели меня знать. У меня был контакт только с младшей дочерью, которую старшие сестры практически вынуждали быть связной между мной и семьёй, которую я бросил в поисках другой мечты.

Таким образом я растратил Божьи дары: в своей жизни, в нашем супружестве, в нашей семье. Погубил построенное доверие и ощущение безопасности. Уходя из дома, я оставил всё. Забрал только одежду, не больше. Именно так я отправился навстречу новой жизни, не зная, что принесёт мне будущее.

Проходили дни, и начинали появляться перемены в тех делах, к которым я привык. У меня уже не было своего места; не было рядом наших дочерей, потому что ответственность за них я переложил на свою жену.

Марица. Я тоже должна была изменить свою жизнь: найти работу, заняться тем бизнесом, который у нас был, чтобы справиться со всеми домашними расходами. Бог - великий. Несмотря на то, что я много лет не работала, в течение месяца я нашла работу. Это был очень трудный этап в жизни. Я вставала в 3.30 утра, чтобы заняться разделкой хлеба, потом принимала душ, чтобы пойти в офис. Когда возвращалась домой, то узнавала от дочерей, что они страдают, что у них не всё хорошо в школе и в детском саду.  А я, с разбитым сердцем и разрушенной жизнью, не видела цели.  Я жила с огромной болью, не понимая, что произошло.

Также я должна была выйти из Движения, потому что у меня не было мужа. Я спрашивала у Бога, почему он забрал две самые большие любви моей жизни: «моего мужа и Движение». Я часто плакала. И когда в Движении что-то происходило, я уединялась в кухне, чтобы чувствовать, что я нахожусь близко возле моих братьев в Иисусе Христе, которые, конечно же, подали мне руку  помощи и не оставляли меня во время той великой боли.

Я ждала, когда наступит тот день, когда Марио придёт и спросит меня, может ли он вернуться. А я отвечу: «НЕТ! Слишком поздно, ты все потерял».

Иоанн Павел II, Энциклика «Dives in misericordia», 1980, п.5

Сын, о котором говорится в притче, получил от отца свою долю наследства, покинул дом и, "живя в блуде", растратил все в дальних странах. Он представляет собой, в определенном смысле, образ человека, всех времен, начиная с того, кто первый потерял наследство благодати и изначальную правду. Аналогия становится, таким образом, всеобъемлющей. Притча, пусть и не прямо, затрагивает каждое нарушение завета любви, каждый случай утери благодати, всякий грех.

Аналогия очевидным образом поворачивается к "внутреннему" человеку. Полученное от отца наследство состояло из материальных благ, но важнее этих благ было достоинство сына, живущего в доме отца своего. Положение, в котором он оказался, потеряв эти материальные блага, должно было бы пробудить в нем сознание утраты своего достоинства.

4. Вопросы для размышления супругами.

u   Какими принципами мы руководствовались, чтобы справиться с нашими супружескими и семейными кризисами?

u   Какие кризисы мы прошли за время нашей совместной жизни?

u   Смогли ли мы увидеть в пройденных кризисах шанс для развития нашего супружества?

5. Встреча экипы

А. Время деления

Тема кризиса является очень важной. Поэтому необходимо рассмотреть тему с точки зрения семейной жизни. Потому что это может поспособствовать принятию таких решений, которые могут оказывать серьёзное влияние на семью. Очень обогатило бы Экипу, если бы в этой части встречи, одно или несколько супружеств, рассказали бы о кризисе, с которым столкнулись за время совместной жизни. А также о том, какой выход им удалось найти.

Супруги обязательно должны договориться заранее между собой, хотят ли они поделиться своей историей с другими. И рассказывать о ней, как можно более конкретно.

 

 

 

В. Время молитвы

Чтение Слова Божьего                                 Мк 4, 35-41

Вечером того дня сказал им:переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ,взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему:Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?

И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

Рефлексия индивидуальная

После прочтения Слова Божьего, советуем  уделить несколько минут тишине и медитации над прочитанным текстом. Затем поделимся свободно тем, что нам поведал Господь, тем, о чем нас спрашивает и как воздействует на нашу жизнь.

Общая молитва

Предлагаем, чтобы каждое супружество сформулировало короткую молитву. Можно сделать это относительно потребностей личных или потребностей общины, либо также почерпнуть из предыдущего фрагмента Святого Писания.

На каждую свободно произнесенную интенцию отвечаем:

"Выслухай нас Пане".

С. деление духовной жизнью

В презентации раздела говорилось о том, как важно умение распознать жизненную ситуацию, потому что это помогает предвидеть кризис. Когда же кризис появится , нашим поступкам должен сопутствовать взгляд, обращённый к Богу, упование на Его милосердие. Также  мы должны просить Бога, чтобы он укреплял нас в том, чтобы спокойно принять любую ситуацию. Поэтому мы предлагаем провести супружеский диалог в присутствии Господа (обязанность «прысядзем разам») - как  конкретный пункт усилий на этот месяц. Давайте поговорим и вспомним те кризисы, через которые мы прошли за время нашей супружеской жизни. Как мы с ними справились, какой выход нашли? Получилось ли у нас извлечь положительный опыт из тех трудных ситуаций?

D. Вопросы для деления по формационной теме

u   Как может поступить Экипа, если в одном из супружеств случился кризис?

E. Литургическая молитва            Пс 31(30), 8b-11; 15-17

Разам: Змілуйся нада мною, Пане, бо я ва ўціску.

бо глянуў Ты на няшчасце маё,

пазнаў нядолю душы маёй

і не аддаў мяне ў рукі ворага,

але паставіў ногі мае на месцы роўным.

Разам: Змілуйся нада мною, Пане, бо я ва ўціску.

Змілуйся нада мною, Пане,

бо я ва ўціску,

высахла ад жалю вока маё,

душа мая і нутро маё.

Разам: Змілуйся нада мною, Пане, бо я ва ўціску.

Мінае сярод суму жыццё маё,

а гады мае - сярод стогну;

ад правінаў маіх захісталася моц мая,

і косткі мае павысыхалі.

Разам: Змілуйся нада мною, Пане, бо я ва ўціску.

Спадзяюся на Цябе, Пане,

я кажу: “Ты Бог мой, у руках Тваіх дні мае”

Вызвалі мяне з рук ворагаў маіх і ганіцеляў;

няхай свеціць аблічча Тваё над слугою тваім,

збаў мяне ў ласкавасці Тваёй.

F. Молитвы на окончание:

Молитва о беатификации слуги Божьего о. Анри Каффареля и «Магнификат».

6. Список дополнительной литературы

•  PAPEŻ FRANCISZEK. PRZEMÓWIENIE NA ROZPOCZĘCIE KONGRESU: RADOŚĆ MILOŚCI, DROGA RODZIN.

•  О. Фаддей Дайчер. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЕРЕ.  Гродно : Гродн. рим.-катол. епархия, 2000.

•  A LAS FUENTES DE LOS  EQUIPOS  DE NUESTRA SEŇORAINICIACIÓN Y PROGRESO (Ku źródłom EQUIPES NOTRE-DAME. Powstanie i rozwój (1959), Patronat: FUNDACJA ŚWIĘTEJ MARII, LISTOPAD 1987).

•  WSTĘP (Jean Allemand) (перевод на испанский - Annie Hurlot).

 

 

Версія Word

 

 

 ФОТА ГАЛЕРЭІ
Хвала Хрысту!

Зараз 423 госцяў анлайн

Вітаем Вас на старонцы Equipes  Notre-Dame – Суполкі Маці Божай. З’яўляемся беларускім сектарам міжнароднага руху сужанскай духоўнасці Equipes Notre-Dame, галоўная мэта якога – дапамога хрысціянскім сем’ям найбольш поўна перажываць сакрамант шлюбу.

life :) (025) 759 13 62
МТС (029) 570 48 45
Vel.: (029) 968 26 06
Чакаем навіны на um5@tut.by