Год 2014-2015. Тэма 5

Тема пятая

СМИРЕНИЕ

Предисловие

Очень часто придя в движение, мы стараемся изменить (или увидеть изменение) наших супруга или супругу. И это желание не всегда приносит результат. Духовная цель формационных тем этого года – познать самого себя каждому из супругов, и принять эту правду, чтобы с Божьей помощью работать над самим собой.

Изучая последующие четыре темы, сравнивайте свой духовный мир, свою жизнь с тем, о чем говорится в теме.

Эти сравнения и послужат для вас вопросами для рассуждения, как во время работы над темой, так и во время встречи экипы. А с учетом того, что каждый человек индивидуален, как и супружеский союз, то могут возникнуть вопросы, которые можно задать священнику и рассмотреть во время встречи экипы.

Наивысший и бесконечный Боже, сотворивший нас по образу и подобию Своему, помоги нам увидеть друг в друге взаимное подобие Твоё и научиться уважать друг друга.

О непостижимая Любовь, Ты в Сыне Своём до конца возлюбил нас; обнови в нас любовь, запечатлённую пред Твоим алтарём, дабы она в нас не ослабевала и не угасала, а мы, во взаимной любви, творили волю Твою в каждый день нашей жизни.

Боже верный обетованиям, Боже вечный и неизменный, укрепи нашу клятву супружеской верности, дабы слабость не превозмогла нас, опасности не сломили, а верность нашего союза возвещала славу Твою. Аминь.

«В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.» (Флп 2, 5-11)

«…Господи, хотя Ты часто даёшь мне почувствовать громы Своего гнева, Твой гнев исчезает перед смиренной душой. Господи, Ты велик, но Ты даёшь Себя победить униженной и глубоко смиренной душе. О смирение, самая ценная из добродетелей, как мало душ обладает тобой! Повсюду я вижу только видимость этой добродетели, но её самой не вижу. О Господи, уничижи меня в моих глазах, чтобы я смогла найти милость в Твоих святых очах…» ( св. сестра Фаустина 1436)

Выше всего в духовной жизни – научиться смирению и любви Христовой, чтобы никого не осуждать, но молиться за всех, как за самого себя. Никакие чудотворения: ни прозорливость, ни даже воскрешение мертвых – не могут сравниться с этим даром. В христианской науке велико только одно: смирить себя, ибо гордость мешает любить.

По Учению Церкви смирение - это не забитость; это не унижение; это не раболепство; это не пассивность - нет - это реальное переживание реального своего состояния - кто я есть на самом деле. И это видение дает импульс к покаянию, исправлению себя. Вот на этом пути видения себя - начинается ОЧИЩЕНИЕ СЕРДЦА! Мера смирения – это и есть мера совершенствования человека.

Что такое смирение? – Смирение есть правда… В евангелии от Иоанна читаем: «…Смиренная душапребывает в истине…» (Ин 8:44), а апостол Павел в послании к Ефесянам пишет, что смиренная душа «…творит истину..» (Еф 4:15).

Почему смирение является истинной? – Потому что оно , в сущности, заключается в том, чтобы познать и признать в теории и на деле то, что есть.  Ибо тот, кто познает и признает , что есть в действительности, а не что сам он воображает, выдумывает или чего жаждет, тот обретает истину, а кто в жизни своей сообразуется с той истинной, которую он познал и признал, тот творит истину. Таковым и является смиренный.

Смирение — это осознание правды о себе… Без самообольщения, без приукрашивания. С этого осознания и начинается путь к Богу.

Непреложной истинной и догматом веры является то, что сам по себе человек есть ничто, ибо всё, что он имеет, даже само своё существование, имеет от Бога. Господь, обращаясь к св. Екатерине Сиёнской, желая удержать её в глубоком смирении, сказал ей: «Помни, ты – то, что (само по себе) не есть; Я же – То, что есть».

Синод в Оранже (529 г.) глубже и основательнее оценивает истинное наше достоинство, говоря, что мы сами по себе ничего не имеем, кроме лжи и греха, то есть достояние наше составляют заблуждение и грех, повреждение воли и разума, и они являются нашей единственной собственностью. Всякое же благо , которое в нас есть или которое мы можем совершить, происходит от Бога и есть дар Его. Итак, что мы имеем, чего бы мы не получили от Бога, а если получили, то отчего хвалимся, как если бы это было нашей собственностью?...Итак, если мы полагаем, что значим что-либо и что-то можем, - сами себя обманываем и блуждаем во тьме. В послании к Галатам Павел пишет: «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал 6:3).

Если человек меряет температуру и видит на градуснике + 38, он начинает лечиться; если видит, что у него грязные руки,— моет… Вам же не приходит в голову спорить с градусником, доказывая ему, что 38 градусов это нормальная температура, или, глядя на грязь на руках, убеждать себя, что они кристально чистые? Вы принимаете это как данность, смиряетесь с этими фактами и действуете дальше. Так и здесь:

человек смиряется с тем, что он есть грешник, что без Бога ничего не может, и начинает действовать, то есть бороться с грехом. Но в начале лежит смирение — осознание своего ничтожества и величия Бога. Стремление к исправлению недостатков, порочных наклонностей; стремление стать лучше может возникнуть только у того, кто осознал свою греховность и духовную нищету. Мы смиряемся — и возвращаемся к Богу, как возвращается блудный сын, в душе примирившись с отцом. Так что еще можно сказать, что смирение — это примирение с Богом.

Вот что говорит о смирении святой ПаисийСвятогорец, отвечая на вопросы сестёр:

«…— Геронда, как я спасусь, когда у меня столько страстей?

— Любовью и смирением Как только разовьют­ся любовь и смирение, гордость и злоба придут в истощение и наступит агония страстей. Так постепенно все страсти погибнут и все остальные добродетели при­дут сами собой. Поэтому все свои силы направь на приоб­ретение любви и смирения.

Истинная любовь неразрывно связана со смирением, как два брата близнеца, которые друг друга очень сильно любят. Любовь неотделима от смирения. В любви ты на­ходишь смирение и в смирении находишь любовь.

Для меня основание духовной жизни — любовь и сми­рение. Где есть любовь, там обитает Христос — Любовь, и где есть смирение, оно словно силой удерживает в че­ловеке Благодать Божию. Тогда повсюду царствует Бог и земля превращается в рай. А где любви и смирения нет, там обитает тангалашка — враг, и люди вместе с ним уже здесь живут словно в аду, и день ото дня ухудшают свою участь в другой жизни.

Самый лёгкий путь к спасению — это любовь и сми­рение. Если у нас их не будет, то мы будем судимы. Эти две добродетели преклоняют Бога на милость и возводят Его создания на Небеса.По этим отличительным при­знакам — по смирению и любви — святые Ангелы опреде­ляют чад Божиих, с любовью берут их и без страха про­водят через воздушные мытарства, и возводят к нежно любящему Отцу, Богу… «…Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1Кор.13,2). Жертва, чтобы она была по Богу, должна быть свободна от человеческого: корысти, гордости и т. д. Когда человек смиренно жерт­вует собой, тогда это означает, что у него есть любовь, тогда он преклоняет к себе Бога. Когда я говорю о люб­ви, говорю о настоящей, подлинной любви, в которой есть благородство. Ведь человек может быть уверенным в своём помысле и думать, что имеет любовь, потому что всё раздаёт, и, однако, не иметь любви, потому что в его любви есть его «я», то есть его любовь направлена на достижение его личного интереса

Чтобы наша любовь была подлинной, мы должны её очистить, удалить своё «я» из нашей любви. И когда все удаляют своё «я» из своей любви, тогда каждый в другом и все объединены одной любовью Христовой. А во Хрис­те разрешаются все проблемы, потому что любовь Хрис­това ликвидирует все проблемы.»

Как приобрести смирение?

В Святом Писании кроме слова «смирение», встречается также слово «смиренномудрие»… Есть ли между ними разница, и какая?  Как пишет св.Игнатий Брянчанинов: «Смиренномудрие есть образмыслей, заимствованный всецело из Евангелия, от Христа…Смирение есть сердечное чувство, есть залог сердечный, соответствующий смиренномудрию. По мере упражнения в смиренномудрии, душа приобретает смирение, потому что состояния сердца всегда зависит от мыслей, усвоившихся уму»… Значит смиренномудрие есть начальная стадия смирения… Тот, кто хочет получить дар смирения, а это именно дар от Господа, должен во всём подражать смиренным по закону от «внешнего к внутреннему». Тогда , при непрестанных и усиленных трудах, в смиренномудром будет возрастать и добродетель смирения.

Недостаточно познать свою истинную ценность, необходимо , кроме того, принять её волей и сердцем и признаваться в ней в своей повседневной жизни… В этом заключается смирение сердца.Непросто увидеть собственную нищету и греховность неприкрытой, но несравненно тяжелее признавать её и в ней сознаваться в жизни… То, что следует смиряться пред Богом и пребывать перед Ним в поклонении, становится очевидным, когда мы размышляем о том, Кто есть Бог сам по Себе и что Он сотворил для нас как Господь, Отец и Спаситель. Поэтому очевидно, что начало и корень смирения – в почтении, которое мы питаем к Богу…

Итак, христианину, чтобы приобрести смирение, надо понуждать себя к смирению в мыслях и чувствах, к самоуничижению в действиях и к постоянной памяти о совершённых им в жизни грехах.

Есть в ЮАР один аттракцион для туристов, где за большую сумму ему предлагают набрать кружку драгоценных камней. При этом его спускают в корзине в глубокую, пыльную, вонючую пещеру, где в кромешной темноте он "зачерпывает" кружкой вожделенные драгоценности, после чего его поднимают назад на поверхность. И какое разочарование! Вместо драгоценных камней - набор бесформенных покрытых вонючей слизью камешков... Однако на этом все не заканчивается. Взяв кружку у туриста камешки высыпают в специальный барабан, в котором они начинают крутиться ударяясь об стенки и один об другого. В следствие трения грязь сбивается, камешки приобретают естественную красивую форму и на следующее утро туристу из его барабана высыпают пригоршню красивых драгоценных камней, которые еще вчера так невзрачно выглядели в его глазах.

 

Это - Божий путь к нашему смирению. Если на работе, в семье или даже в Костёле мы сталкиваемся с людьми, которые нас каким-то образом задевают за живое, то вспомните этот пример. Бог дает нам экзамен, и пересдавать его мы будем до тех пор, пока не научимся смирению…Если не смириться с тем, что Бог делает в нашей жизни,.. то и на новой работе мы заметим, что постоянно попадаем в точно такой же конфликт. И как только вы смиритесь с тем, что Бог делает в вашей жизни, вы сами удивитесь, как все изменится. Бог не хочет, чтобы мы смирились С обстоятельствами,.. но чтобы мы смирилисьВ обстоятельствах.

Чтобы смириться, нужно поверить Богу больше, чем себе…. Чтобы смириться, нужно услышать больше того, кто рядом, увидеть его, понять его, принять его…. Нужно мнение другого человека не только услышать, но и уважать и ценить…. Нужно не навязывать себя, своё я тем, кто рядом.

Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает себя< …> но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви»…. И этот «градусник» вас уж точно не обманет. Если вы продолжаете любить — не абстрактное «человечество», а вот этого конкретного человека, который обидел вас, поступил несправедливо, предал,— вы проявляете истинное смирение…. И давайте вспомним еще одно хорошее слово — «терпение». Когда вы идете по пути смирения с любовью в сердце, проявление терпения будет для вас не тяжкой пыткой, а совершенно естественным состоянием.

Чтобы обрести смирение, нужно прежде всего много и хорошо молиться… Смирение – это плод благодати; чтобы обрести эту благодать, нужно молиться… ..Без благодати никто не сможет достичь истинного смирения.Собственными усилиями можно приобрести подобие смирения, внешние его приметы, но истинного внутреннего смирения не в силах обрести никто, ибо первородный грех очень сильно ослабил нашу человеческую природу… «Господь наш, - говорит св. Тереза, исходя из собственного опыта, - Сам влагает в нас смирение, и вовсе не так, как мы могли бы сделать это при помощи ничтожных усилий наших».Смирение и молитва тесно связаны между собой и поддерживают друг друга: смирение не существует без молитвы, молитва же совершенствуется по мере нашего возрастания в смирении. И прежде всего мы должны просить Господа Иисуса, чтобы Он даровал нам участие в Своём Божественном смирении.

Плоды смирения

Итак, смирение не недостойно человека, не унижает его; напротив, оно основывается на истине и потому является прославлением для Бога, а для души – совершенством, возвышающим и облагораживающим её. Ибо тот, кто унижается ради почитания Бога, возвышен будет в той мере, в какой уничижается.

Вот как говорит о всех плодах смирения архиепископ Арсений:

«Возлюби смирение, ибо посмотри, как оно велико. Смирение привлекает благодать Божию. Смирение убивает гнев и раздражительность… Смирение избавляет душу от всякой страсти и всякого искушения… Смирение даёт возможность спокойно переносить скорби и несчастья… Смирение облегчает самые тяжёлые труды… Смирение возгревает молитвенный дар… Смирение предохраняет от нравственного падения и подвигает от падения тех, кто имел несчастье пасть.

Смирение ведёт к покаянию… Смирение – это корень для духовного преуспеяния: оно воодушевляет к добродетели и умножает её. Смирение располагает к себе людей….Смирение порождает все дары Святого Духа: духовную опытность, мудрость, воздержание, терпение, любовь, благоразумие, обходительность, искренность, чистосердечие, милосердие. Смирение путь к святости. Смирение наполняет душу радостию и покоем о Господе».

Смирение порождает великодушие и. тем самым, истинную духовную свободу. Ибо благородный человек  выше мира сего и себя самого, и потому он не связан ни мнением мира, ни собственным «я», собственною выгодой.Он не ведает духовного рабства, каковым является мнение мира и собственная выгода. Он пребывает в духовной свободе, ибо обрёл святое безразличие.

Наша ничтожность, когда мы познаём её, принимаем и исповедуем, обрушивает на нас лавину доброты и милосердия Божьего. Когда мы признаём,  что сами по себе мы – «грех и ложь», что мы слабы, ничтожны, тем самым исповедуем могущество и благость Бога и воздаём честь Его величию и доброте. И тогда Бог исполняет нашу душу Своей благодатью. Св.Августин говорит, что наше смирение является своего рода мерой, которой Бог пользуется, чтобы даровать нам Свою благодать. Чем глубже смирение, тем больше мера.

Веры же и любви нет без смиренияИбо вера требует безусловного подчинения разуму и воли авторитету Бога, а любовь соотносится со смирением как две чаши одних весов: если одна из них склонится вниз, то другая в той же мере взлетит вверх.

Смирение не означает забитости, безвольности и бездумья. Смирение – это осознанный отказ от претензий на своё превосходство. Смирение это сила, а не слабость.

В Евангелии от Луки читаем: «…Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережёт её.» (Лк 9:23-24)

Версія Word

 

Дадаць каментарый


Ахоўны код
Абнавіць

 

 ФОТА ГАЛЕРЭІ
Хвала Хрысту!

Зараз 481 госцяў анлайн

Вітаем Вас на старонцы Equipes  Notre-Dame – Суполкі Маці Божай. З’яўляемся беларускім сектарам міжнароднага руху сужанскай духоўнасці Equipes Notre-Dame, галоўная мэта якога – дапамога хрысціянскім сем’ям найбольш поўна перажываць сакрамант шлюбу.

life :) (025) 759 13 62
МТС (029) 570 48 45
Vel.: (029) 968 26 06
Чакаем навіны на um5@tut.by