3 декабря 2022 года мы участвовали в праздновании Карты в Мазоветском Секторе С. Мы услышали прекрасное свидетельство Ани и Ромы Кобялков о Сядем вместе. После свидетельства и деления в смешанных группах Аня и Рома ответили на вопросы, которые можно было написать и положить в заранее подготовленную коробочку. Один из них – в заголовке этого текста. Я не могу на этот вопрос ответить однозначно – да или нет. Однако хочу поделиться некоторыми мыслями, которые пришли ко мне в процессе размышления над этим вопросом.
Вопрос был задан в контексте обязанности Сесть. В Сядем вместе участвуют два особенно близких друг другу человека. Поэтому каждое сказанное слово имеет большое значение. Мы несём ответственность за каждое наше слово. Ответственность выражается в том, что мы ищем добра для того человека, которому адресуем свои слова. Для супругов Equipes Notre-Dame среди многих благ, которыми супруги одаривают друг друга, есть одно самое важное – это святость.
Поэтому, если мы хотим сказать что-то действительно трудное, хотим обратить внимание на какие-то слабости, в первую очередь стоит задать себе вопрос – исходят ли мои слова из любви. «Я забочусь о тебе, и то, что я вижу в тебе, заставляет меня грустить, потому что это отдаляет тебя от Бога».
Есть красивая история, рассказанная о. Каффарелем, которая в совершенстве выражает эту мысль. Это диалог Доминики и Сержа.
Доминика: Дорогой отец, своей внутренней жизнью я обязана Сержу, а точнее его отношению ко мне в позорный период моей супружеской жизни. Будучи замужем пять лет, мамой двоих детей, я изменила ему. Но я любила его. Я очень старалась, чтобы он ничего не узнал. Не хотела, чтобы его жизнь была разрушена.
Его необычайная любовь ко мне росла день ото дня. Однажды вечером - я помню это как сегодня - он выразил мне свою нежность, уважение и восхищение словами, которые тронули мое сердце. Это было слишком. У меня вырвалось:
Если бы ты знал...
Серж: Я знаю.
Доминика: (его ответ возмутил меня).
Тогда зачем ты разыгрываешь эту ужасную комедию? Есть только два варианта: либо ты не страдаешь от того, что знаешь, и это доказывает, что ты меня не любишь, либо ты в ужасе от этого, и твоё спокойствие — это обман!
(я вышла из себя, вела себя агрессивно, насмешливо, язвительно)
Серж: Пойми! Я ужасно страдаю шесть месяцев, но это страдание было мне по силам, поскольку не поглотило меня. Твой грех затягивал тебя, и для моей любви это было невыносимо. Я понял, как поступить и что сделать: любить тебя еще больше, чтобы ты могла подняться с помощью любви. Чтобы любовь, обновленная в тебе, могла не только сжечь своим пламенем зло твоего греха, но даровать тебе новое сердце, новую чистоту и красоту, чтобы ты могла сиять больше, чем когда-либо в твоей жизни.
Доминика: Любовь Сержа сделала меня новым творением.
Следующее условие, которое должно быть выполнено, когда мы хотим сказать что-то трудное – это распознание того, готов ли другой человек к нашим словам. Я думаю, вы догадываетесь, о чем речь. Наверняка вы не раз сталкивались с ситуацией, когда наши слова вызывали агрессию. Адресат не был готов их принять. Эффект был очевиден. Между нами мгновенно вырастала стена, преодолеть которую, несмотря на наши усилия, в тот момент было невозможно.
Но даже когда мы уверены в том, что наша жена, муж готовы услышать трудную правду, большое значение имеет то, как она будет преподнесена. Будет лучше, если наши слова, не высказанные прямо, привели бы к открытию (в сердце любимого человека) скрытой до сих пор правды. Такой способ говорить ценен деликатностью и уважением по отношению к другому человеку. Это трудно.
Красивый пример диалога, раскрывающего правду – это встреча Иисуса с самарянкой у колодца Иаковлева. Мы знаем этот диалог. Вспомним небольшой фрагмент.
Иисус: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда».
Самарянка: «У меня нет мужа».
В этот момент, как мне кажется, Иисус открыл, что сердце самярянки готово к правде.
Иисус: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».
Очевидно, что так вести разговор часто недостижимо для нас, а порой попросту невозможно. Однако стоит использовать ситуации, подходящие для передачи трудной информации. Давайте представим ситуацию, что в супружестве есть проблема со свекровью, с её вмешательством. Мы встречаемся с друзьями, которые живут с родителями. Это родители мужа. В какой-то момент входит его мама и начинает давать сыну указания. Он обнимает маму и деликатно говорит ей: «Знаешь, мама, моя жена отлично со всем справляется, спасибо тебе за советы». Потом, во время Сядем вместе, жена может вернуться к этому разговору такими словами: «Знаешь, Юрек, меня впечатлило, как ты отреагировал на неуместное поведение твоей мамы». Не более.
Возможно, нам не подвернется такая ситуация, которая позволит распахнуть дверь и открыть то, что укрыто. Однако каждый раз, когда хотим сказать что-то трудное, стоит говорить с личной точки зрения, избегая критики.
- «Мне бы очень хотелось, чтобы ты позвонил мне в течение дня. Я думаю о тебе, беспокоюсь за тебя».
- «Как я благодарна тебе, что ты обнял меня. Мне так это нравится».
- «Ты нужна мне, но когда на работе все очень напряжённо, я не могу оказать тебе достаточно нежности. Прости меня».
Я не знаю, можно ли сказать все. Но несомненно то, что даже говоря о трудных моментах, можно выразить свою любовь.
Павел